На вопросы читателей отвечает протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Русской Православной Церкви
Мои верующие друзья считают, что заниматься торговлей - грех. Т.е. - надо зарабатывать деньги своим трудом, а торговля использует плоды чужого труда. Является ли торговля как вид деятельности (я не говорю про обман покупателя и Т.д.) не христианской? Что вообще считается "плодами труда" ?
Светлана
Сама по себе торговля не является грехом. Это такой же инструмент, как и многое другое в человеческой деятельности. Производитель товара нуждается в торговце, и подчас требуется определенный талант, чтобы реализовать хороший продукт - материальный или информационный (как, например журнал "Фома"). И, как любой инструмент, духовно можно оценить торговлю по тому, как употреблять ее в человеческом общежитии. Греховной или добродетельной торговля будет в зависимости от отношения к ней торгующего. Мы даже не будем рассматривать обман при торговле - как качественный, так и количественный.
Я бы посмотрел на торговые отношения с другой стороны - торговля приносит определенный доход, но торговец при этом не должен быть хищником и непременно обязан от своего прибытка помогать нуждающимся. Тогда его торговая деятельность будет освящаться и иметь благословение Божие через благотворительность и милосердие. Также от своих трудов торговцы (русские люди называли их купцами) должны благотворить храмам Господним, как это было в обычае у благочестивого купечества.
Что считать "плодами труда"? Не всякий плод человеческого труда можно потрогать руками. Труд интеллектуальный часто неосязаем и неизмерим - в тоннах, погонных метрах и т.д. Чем измерить труд священника? Мне кажется, можно было бы на страницах "Фомы" подробнее осветить эту тему, тем более, что она как раз концептуально подходит журналу, по моему мнению. И второе - наверное, не всегда плоды трудов (даже материальные) могут быть ощущаемы самим трудящимся. Но могут быть оценены мерой общественного блага и мира, происходящего от труда людей, находящихся на разных жизненных послушаниях, но трудящихся ради Бога.
Я замужем за любимым человеком 14 лет. Мой муж очень хороший человек, сочувствующий другим и всегда готовый прийти на помощь. Люди это чувствуют и пользуются тем, что он никогда не отказывает в этой помощи, даже в ущерб своему здоровью. Иногда мне кажется, что он упадет где-нибудь на полдороге обессиленный или заснет за рулем автомобиля. При этом он сам не любит никого ни о чем просить. Должен ли человек уметь говорить "НЕТ"? А может, это мне нужно избавляться от эгоизма?
Спаси Вас Господи!
Ольга
Человек, конечно же, должен уметь говорить "нет" греху, тут даже обсуждать нечего. Но и в обычных житейских обстоятельствах очень важно уметь сказать "нет" - лично я не умею. А преп. Серафим Саровский при этом говорил так: "Но я не соблазняюсь ни тем, что мною одни пользуются, ни тем, что других это соблазняет".
Как церковь относится к такому явлению, как модификация тела (татуировки, пирсинг, клеймение, шрамирование и пр.)? По сути тело - это то, что полностью принадлежит человеку. Может ли он поступать с ним по собственному разумению? В конце концов, макияж и окраска волос - это тоже своего рода модификация ...
Дарья
И тело, и дух, и душа человека принадлежат Богу. Мы все - целиком Божьи дети. И вы правы - и макияж, и окраска волос есть модификация, хоть, может, и более мирная и безопасная, чем пирсинг, тату и прочее, о чем Вы говорите. Апостол Петр не зря называет главным украшением человека "нетленную красоту кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1-е Петра 3:4). А люди стараются изо всех сил украшать себя внешне (чтобы привлечь нескромное 'внимание, выделиться, проявить себя внешне - по свойству горделивого и надменного духа), забывая, или даже не помышляя о внутренней красоте. Об экспериментах над своим телом очень метко сказал один старый священник, когда к нему подошла некая девушка просить блaгословения, чтобы "проделать дырки в ушах", он сказал "чадо мое, все дырки, которые нужно, тебе уже проделал Господь, иди с миром".
Здравствуйте. Хотелось бы уточнить все-таки - почему крестные не смогут стать супругами. Просмотр мнений в интернете показал, что в большинстве случаев говорится о запрете, хотя есть мнение и о том, что этот запрет ничем, по сути, не обусловлен. В том числе, такое мнение высказывается и православными священниками. Если оба (возможных) супруга верующие, имеют возможность регулярно встречаться с крестником и могут содействовать его духовному развитию, почему они не могут быть крестными? Тем более в Евангелии и посланиях Апостолов по данному вопросу нет никаких запретов. И получается, что это устная, ничем документально не подкрепленная традиция... Заранее спасибо.
Алексей
Дело в том, что по канонам требуется один восприемник, того же пола, что и крещаемый. Поэтому в настольной книге для церковно- и священноослужителей есть разъяснение, что не возбраняется вступать в брак присутствующим при крещении. Я не могу с точностью сказать, когда возникла традиция приглашать двух восприемников для крещаемого и является ли эта традиция собственно российской, но можно сказать, что, по канонам, крестным будет считаться один из восприемников, что, конечно же, не возбраняет и всем прочим участвовать в духовном воспитании нового члена Церкви Христовой.
Илл.: Малевич Казимир «Продавщица цветов. Вариант» 1904 Холст, масло 72х94 Собрание семьи Чудновских