Библейские пророчества о Мессии говорят о Нем как о величественной, царственной фигуре; но некоторые из них указывают на что-то еще большее. В Лице Мессии среди людей будет обитать сам Бог.
Он придет к Своему народу: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф" (Мал.3:1)
Бог войдет в мир в образе таинственного Младенца; "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, [что значит - с нами Бог]” (Ис.7:14)
Как говорит пророк Исайя, "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это" (Ис.9:6,7) Таинственный младенец, о котором идет речь, в то же время является "Отцом вечности" и "Богом крепким".
И вот наступает время исполнения Пророчеств. Приближаются те, главные в истории мироздания события, ради которых разворачивалась вся ветхозаветная драма. Ради этого был призван Авраам, ради этого Моисей вывел народ из Египта, ради этого Пророки возвещали слово Божие, ради этого прошли все эти века надежды и ожидания.
Вся история мира сосредотачивается на одном человеке - еврейской девушке из Назарета Галилейского, по имени Мария (Мариам).
Архангел Гавриил возвещает Марии, что у нее родится Младенец, который "будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца"
"Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук.1:34,35)
После этого Мария отправляется к Своей родственнице, Елизавете, и слышит от нее пророческие слова: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1:43)
Церковь исповедует Марию Богородицей - потому что Младенец, которого Она выносила во чреве и родила, тот самый, о котором говорит пророчество - Бог крепкий.
Это событие называется "боговоплощением" - от слов "Бог" и "плоть", то есть "человек". Как говорит православный Символ Веры, в Иисусе Христе Бог "воплотился и вочеловечился". Как пишет об этом святой Апостол Иоанн, "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:1-14)
Как понимать эти - и многие другие - слова Писания, которые говорят о том, что Иисус Христос - Бог? В истории возникали различные ошибочные учения - они называются ересями - которые искажали истину боговоплощения в ту или иную сторону.
Одни учили, что Бог явился человеком только призрачно, по виду, их называли "докетистами", от греческого слова "докео", "казаться". Другие полагали, что Бог просто жил в человеке Иисусе, как в храме. Третьи говорили, что в Иисусе Христе воплотился не Бог, а кто-то меньший - существо великое и сверхъестественное, но, как и мы, сотворенное Богом.
Церковь отвергла все эти заблуждения и утвердила веру в то, что Господь Иисус обладает двумя природами - Он одновременно и полностью Бог и человек. В Нем Бог и человек являются одной личностью. Он не "полубог", а целиком и полностью Бог; не "кажущийся человеком", а целиком и полностью человек, во всем подобный нам, кроме греха.
Конечно, всякая аналогия условна, и это надо понимать, но попробуем сравнить Воплощение с появлением автора в романе. В некоторых романах - например, знаменитой трилогии Джона Толкина "Властелин Колец" - подробно выписан огромный мир со множеством персонажей, историей, сложными личными судьбами и поворотами сюжета. Весь этот мир создан автором. А теперь представим себе, что автор сам становится одним из персонажей, и разделяет с обитателями созданного им мира их радости и испытания, чтобы, наконец, спасти этот мир изнутри.
Конечно, персонажи романа не обладают настоящей жизнью - они созданы воображением автора и оживают в нашем воображении. Но мы можем понять, как можно быть автором и персонажем одновременно. Мир, созданный Богом, реален; но Бог абсолютно, качественно реальнее его - как автор реальнее мира его романа.
И вот этот запредельный, непостижимый Бог становится младенцем на руках у Своей Пречистой Матери, Марии.
Здесь нам надо отклонить еще одно заблуждение, с которым мы столкнулись относительно недавно. Надо отметить, что Христос - не аватара. "Аватарами" у нас называют картинки в интернет форумах, но в некоторых религиях так называются неоднократные воплощения божества. Или, как в одном фильме - искусственное тело, которое человек принимает на себя поносить, а потом снять.
В такого рода "воплощении" есть что-то несерьезное, игровое - от искусственного тела можно отключиться также легко, как уйти с форума, где Вас обижают. Как в компьютерной игре - если Вас "убили", Вы можете загрузить сохранение, а если Вам это надоело - выбрать режим неуязвимости.
Воплощение Сына Божия - всерьез и навсегда. Он подлинно стал человеком, ел и пил, трудился и уставал, терпел зной и жажду, наконец, чудовищную боль Распятия. Он и сейчас Человек; на небесном престоле пребывает представитель нашего, людского рода.
Но нам следует подробнее поговорить о цели Его прихода.