Все мироздание создано и поддерживается в бытии по воле Божией; но нам важно избежать некоторых ложных ассоциаций - с механизмом, или чем-то вроде огромного автоматизированного завода, который Бог запустил - и дальше все крутится само собой, без Его надзора и участия. Такая точка зрения была популярна среди образованных людей где-то в конце XVIII столетия, и называлась она деизмом. Но мы исповедуем теизм - Бог не просто создал мир, но и активно участвует в его жизни, направляя мироздание к предначертанным Им целям. И это внимание Бога относится не просто к общей картине, но к каждому конкретному творению.
Как говорит Господь Иисус, "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего" (Матф.10:29)
Это тем более так в отношении каждого человека. Как говорит псалмопевец,
"Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:13-16)
Вы - не продукт конвеерного производства. Вы у Бога один такой. Ваша жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Вы созданы для уникальных, глубоко личных отношений с Богом. Люди говорят о великих художниках, поэтах или композиторах, что их вклад в культуру уникален. Весь наш мир был бы другим - и был бы гораздо беднее - если бы их не было. Откровение говорит, что каждый человек - не только гениальный - уникален и вносит в мироздание свой неповторимый вклад. Бог призвал каждого человека - Вас и меня - в Его мироздание с определенной целью, потому что без Вас, меня, Вашего соседа, Вашего случайного попутчика в метро, Его мироздание не полно.
Это значит, что каждый человек обладает достоинством и ценностью в очах Бога.
И тут с христианством - и еще раньше, с Ветхозаветной верой в единого Бога-Творца связан настоящий переворот. В языческом мире достоинство человека - dignitas, как говорили римляне, определялось тем, как он выглядел в глазах других людей. Почтенный отец семейства, украшенный подвигами на поле брани, приобретший влияние в обществе, богатый, сильный, верный своему слову, имел много dignitas. Его почтительно приветствовали на улицах, внимательно выслушивали, сажали на почетные места. Какой-нибудь раб или бедняк не имел dignitas - никто не относился к нему с уважением, ни закон, не обычай не признавал за ним никаких прав. Рабов обязательно пытали, когда допрашивали по судебному делу - считалось, что рабы по природе своей лживы и без пытки правду говорить не станут.
Одним из сильнейших стремлений в жизни для римлянина было приобретение dignitas - уважения, престижа в глазах сограждан. Ради этого люди шли на войну, убивали и умирали, тратили личные состояния на общественные постройки.
Но такое языческое представление о достоинстве существует до сих пор. Оно проявляется в том, что людей считают более или менее ценными и достойными, в зависимости от их качеств или достижений; считается, например что человек, страдающий олигофренией и едва способный к членораздельной речи – менее ценное и достойное человеческое существо, чем нобелевский лауреат. Этот подход говорит (или подразумевает “по умолчанию”), что люди обладают разной ценностью и достоинством. Разделение на более и менее ценных может проводиться по признаку расы, нации, интеллектуальных способностей, внешней привлекательности, социального статуса, или каким-нибудь еще.
Библия видит человеческое достоинство иначе. Любой человек создан по образу Божию; именно как носитель этого образа он обладает достоинством. Он может быть бедным, больным, некрасивым, лишенным каких-либо талантов, занимать самое низкое положение в обществе - и обладать всей полнотой человеческого достоинства. Неважно, как на человека смотрят люди, и неважно, как он сам на себя смотрит - важно, как на него смотрит Бог. Дитя во чреве матери, старец на пороге вечности, академик, простец, богач, гастарбайтер, телезвезда, уборщица, атлет, инвалид, белый, желтый или черный - любой человек обладает неустранимым достоинством, которое налагает на нас обязательство признавать и уважать его.
Даже когда человек грешит и падает, он сохраняет этот образ - "Образ есть неизреченной твоей славы, хотя и язвы ношу согрешений", как говорится в церковной молитве. Поэтому с каждым человеком следует обращаться так, как если бы у него было много dignitas - как с кем-то почтенным. Мы проявляем нашу веру в творение, когда делаем именно это - почитаем образ Божий в каждом из наших ближних.
Наш ближний достоин уважения, признания, служения его нуждам, не потому, что он умен, или красив, или имеет заслуги - но потому, что он создан по образу Божию.