Вопрос читателя:
Нередко православных обвиняют в том, что поклонение иконам и святым продолжает языческие традиции почитания всевозможных идолов и кумиров. Что отвечать на это?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Обычно для ответа используют короткую притчу. Некий человек, отправляясь в командировку, взял с собой фотографию своей любимой жены: каждый вечер он целовал фотографию, постоянно носил ее с собой. Можно ли обвинить его в том, что он изменил своей жене и предал ее любовь? Ведь его действия были лишь выражением чувств к своей единственной возлюбленной. Совсем другое дело, когда человек забывает о супруге, игнорирует ее, не интересуется ее жизнью, а продолжает любоваться только ее фотографией, воспринимая снимок как нечто отдельное от заснятой на ней женщины. Любой согласиться, что такое отношение напоминает безумие...
В молитве перед иконой, православные обращаются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести.
В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался тогда в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Однако не стоит обвинять лишь одних гонителей: беда в том, что иконоборчество было вызвано в том числе и недолжным, языческим отношением к иконам со стороны многих верующих. Лишь церковный собор 843 год окончательно разрешил этот спор. В честь окончания иконоборческого периода по предложению византийской царицы Феодоры было установлено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Ныне этот праздник именуется «Торжество Православия», в знак победы истинно православного отношения к иконописным образам.