Аудиоблог Сергея Худиева
Не надо путать
Некоторые события последних дней заставляют задуматься о том, что «Православием» у нас в стране могут называть очень разные вещи.
Патриарх и толпа
Иногда люди удивляются тому, как ораторам, производящим впечатление неуравновешенных, истеричных, душевно нездоровых, удаётся вести за собой массы людей, которые восторженно ловят каждое их слово. Так в том-то и дело, что эта истеричность, этот явный оттенок безумия — не препятствие, а главный ключ к власти над толпой
Об эсхатологическом паникерстве
С двух сторон — извне и изнутри Церкви — слышны обещания скорого конца света. Неверующие больше ссылаются на какие-нибудь пророчества майя, некоторые верующие — на наставления неких старцев, но те и другие ожидают скорого светопреставления. Как же к этому относиться?
О наивном разоблачительстве
Есть два взаимозависимых мифа относительно Библии и церковной истории — я бы обозначил их как «наивный фундаментализм » и «наивное разоблачительство».
Наивный фундаменталист верит в то, что Библия в готовом виде упала с неба, наивный разоблачитель поражает его в самое сердце своим сообщением, что Библию, оказывается, писали люди.
Об источнике зла
Люди склонны резать своих ближних при любой религии, а также при научном атеизме. Значит дело тут не в религиях. Дело в людях. Когда людям хочется вырезать, ну, в лучшем случае, подавить под свою власть других людей, они могут при этом апеллировать к какой угодно религии, к науке, к свободе, к равенству, к братству, к демократии и правам человека, к чему угодно ещё. Исторические злодеяния совершались под какими угодно знаменами, и было бы странно думать, что именно знамя является тут причиной.
Бегство от истины
Все, наверное, уже слышали популярную фразу: «Истина для вас, но не истина для меня». Она используется почти исключительно применительно к вопросам веры — «Православие истина для Вас, но не истина для меня», — и служит, фактически, для прекращения дискуссии. Что можно ответить на такую фразу? Прежде всего, попробуем разобраться с тем, что она может означать…
Бабушке назло отморожу душу
Читая православный интернет, я с печалью убеждаюсь в том, что одна из самых простых и эффективных ловушек лукавого — побуждать человека делатьчто-то«назло врагам». Определись с тем, кто твои враги, и делай все наоборот. Враги чистят зубы по утрам — позаботься о запахе чеснока и перегара! Враги одеваются чисто и аккуратно — пусть полиция задерживает тебя, принимая за бродягу! Враги уступают старушкам место? Пусть тебя к этому вынуждают только превосходящие силы противника! Смешно? Не так уж и смешно, поскольку люди очень часто попадают в эту ловушку — совершать глупости и гадости исключительно назло врагам.
Еще раз о посредниках
Недавно я ещё раз наткнулся на популярный набор фраз «моей вере не нужны посредники», «мне не подходиттакая-товера», «моя вера не нуждается в том, что…» и подумал, что во всех этих высказываниях естькакая-тофундаментальная языковая ошибка. Если, скажем, иностранец, плохо говорящийпо-русски, скажет, «царь повелела и приказала», мы поймём, что он путается в грамматике; если он скажет, «я повелел и приказал царю» — он, видимо, не понимает значения слова «царь». В словах «моей вере не нужны….» есть ошибка, указывающая на непонимание значения слова «вера»…