Когда я узнал, что весной мне предстоит двухмесячная командировка в Италию, первой мыслью было - Турин, Плащаница...
И вот я в Турине. Собор Плащаницы, специально построенный для ее хранения, особого впечатления не производит, т.к. ты его просто не видишь вплоть до окончания паломничества (именно так - паломничество - называют посещение Плащаницы). К Плащанице, выставленной в соборе, паломники проходят довольно длинный и медленный путь по специально сделанным дорожкам с ограждениями, верхним перекрытием и охраной...

Вход в собор - через специальный тамбур (не через центральный вход). Все это, по замыслу устроителей, должно подготовить человека ко Встрече.
Длинная медленная процессия, знаки-напоминания: "Тише! Используйте время для медитации" (именно так - на восточный манер - для медитации, а не для молитвы).
Потом - большой холл, где на "киношном" полотне показывают короткий фильм о Плащанице. Увеличенные кадры, пояснения изображений - все, чтобы облегчить встречу, которая произойдет скоро и продлится не так долго - 3 минуты. Столько времени человеку позволено стоять в непосредственной близости с Плащаницей, которая находится на высоте около 2-х метров и на расстоянии примерно 3-х метров от тебя...
И вот - Плащаница. Пытаюсь сосредоточиться, помолиться. Видно гораздо хуже, чем на увеличенных, красочных кадрах фильма, слева и справа толпятся люди. Признаюсь честно, при всем подготовительном настрое, я ощутил гораздо меньше того, что чувствовал, когда рассматривал снимки и наблюдал фильм. Мои три минуты истекли. "Проходите, проходите," - и наша группа покидает "место Встречи".
Потом можно вновь войти в собор, уже через центральный вход и постоять (правда уже значительно дальше) у Плащаницы.
Вспоминая свое посещение Туринского Собора я все время задаю себе вопрос: ну почему все-таки я чувствовал так мало? Ведь для верующего человека это место - одна из главных святынь, сравнимая разве что с Иерусалимом...

В.Л.

 

В 1988 году группа ученых, проводившая по просьбе Ватикана анализ Плащаницы с целью точного
установления возраста, вынесла вердикт: дата "рождения" Плащаницы - между 1260 и 1390 годами.
Датировка была основана на радиоуглеродном методе определения возраста материала. Но уже через год в результате исследований, проведенных Британским советом по науке и технике, обнаружилось, что при опредлении возраста материалов с помощью радиоуглеродного метода возможны грубейшие ошибки.

ИСТОРИЯ

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
Все четыре Евангелиста (Мк. 15:42-47; Мф. 27:57-61; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42) сообщают о том, что Иисус был положен в новую могилу, которую Иосиф из Аримафеи высек в скале. Первые три Евангелиста сообщают, что "... после того, как они Его сняли... они завернули Его в Плащаницу..."

544 год
Необычный образ Христа ("Спас Нерукотворный") хранится в Эдессе (сейчас Урфа, Турция). Многие ученые считают, что это была Плащаница, хранившаяся, однако, в свернутом виде: так, что можно был видеть только Лик.
944 год
Эдесский образ перевезен в Константинополь. Там Плащаница была развернута, так что можно было видеть отпечаток всего тела.
1147 год
Французский король Луи VII посетил Константинополь и поклонился Плащанице.
1204 год
Год взятия Константинополя крестоносцами. Письменное свидетельство крестоносцев с подтверждением того, что они видели "Плащаницу Господа".
1353 или около того
Плащаница появляется в деревне Лире, Франция, и является собственностью Жоффруа де Шарни. С этого момента нахождение Плащаницы на Западе тщательно документировано.
1502 год
Плащаница хранится в серебряном футляре, помещенном в специальную нишу, сделанную в стене часовни, построенной для хранения Плащаницы.
1532 год
В ночь с 3 на 4 сентября в часовне случился пожар.
Одна сторона серебряного футляра Плащаницы накалилась докрасна. Капли расплавленного металла попали и на Плащаницу. Плащаница сильно пострадала.
1534 год
С 15 апреля по 2 мая монахини из ордена кларисс в Шамбери штопали и зашивали прорехи, образовавшиеся вследствие пожара. Эти заштопанные места сохранились на Плащанице и по сей день.
1578 год
14 сентября 1578 года Герцог Эммануил Филиберт перевозит Плащаницу в Турин, чтобы сократить утомительное путешествие для архиепископа Карла Борромео, который решил пройти пешком из Милана в Шамбери в знак исполнения обета, данного им во время чумы 1576 года.
1898 год
В честь ряда исторических событий, праздновшихся в Турине в это время, решено было провести выставку религиозного искусства. В рамках этой выставки, с 25 мая по 2 июня Плащаница была выставлена для всеобщего обозрения.
1931 год
С 3 по 24 мая в Турине прошла еще одна экспозиция Плащаницы...
После сенсации, вызванной первыми фотоснимками в 1898 г., ученые настойчиво просили продолжить фотосъемки. Такая возможность предоставилась во время выставления Плащаницы в 1931 г.
Задача вновь сфотографировать Плащаницу была поручена Джузеппе Энри.
Он сделал три фотографии Плащаницы во всю длину и девять фотографий деталей. Были использованы девять фотопластинок размером 40x50 см, одну 30x40, одну 24x30 и одну 18x24.
1933 год
С 24 сентября по 15 октября - Плащаница вновь выставлена для паломников. Этот показ также дал возможность проверить точность фотографий Плащаницы, сделанных Энри в 1931 г. Теперь уже повсеместно признавалась необычная природа происхождения образа на Плащанице... Интерес к ней значительно возрос и дал новый импульс для изучения и научных исследований.
1939-1946 годы
Чтобы сохранить Плащаницу от возможных повреждений вследствие военных действий, она была секретно перевезена в Монтеверджино, где хранилась в бенедиктинском монастыре.
31 октября 1946 года
Плащаница возвращена в Турин.
1898 год
Во время частного осмотра, проводившегося с 16 по 18 июня 1969 г., Джованни Баттиста и Джудика Кордилья было официально поручено фотографирование Плащаницы. Он сделал черно-белые, цветные и ультрафиолетовые фотографии при нормальном свете, при Wood свете и при инфракрасном свете.
1973 год
В целях исследования кровяных пятен и микроскопических ультраструктур 9 нитей и 6 фрагментов нитей размером от 4 до 28 мм были взяты из Плащаницы.
1978 год
Самая длинная в истории экспозиция Плащаницы с 26 августа по 8 октября.
В общей сложности в течение 120 часов, начиная с самого раннего утра под воскресенье, 8 октября, до следующей пятницы, 13 октября, 44 ученых, как итальянских, так и иностранных, проводили исследования Плащаницы, которая была разложена во всю длину на вращающемся столе в холле Королевского дворца.
1983 год
В 1452 г. (или, по мнению некоторых историков, в 1453 г.) Маргарита де Шарни, не желая возвращать Плащаницу церковнослужителям Лире, которые вызвали ее в Безансон и в Трои с тем, чтобы под давлением властей заставить ее вернуть им Плащаницу, уступила Святыню Савойскому герцогу Луису и его супруге Анне Кипрской.
Таким образом, Плащаница стала собственностью Дома Савоев и была ею в течение 530 лет до тех пор, пока 18 марта 1983 г. не умер король Умберто II. В соответствии с его волей, Плащаница переходила в собственность папского престола. Документ о дарении был подписан 18 октября этого же года.
1993 год
24 февраля 1993 г., когда уже нельзя было откладывать реставрационные работы в часовне Гарини (здание уже было в таком состоянии, что находиться в нем было опасно), Плащаница была временно перенесена в близлежащий кафедральный Собор Турина.
Вертикальный прозрачный стенд, спроектированный архитектором Андреа Бруно, был сделан из толстого пуленепробиваемого стекла, что предотвращало его от повреждающего удара или преднамеренной атаки. Крайняя простота стенда была задумана специально для того, чтобы сконцентрировать внимание посетителя на находящейся внутри стенда Святыне.
1997 год
В ночь с 11 на 12 апреля 1997 г. страшный пожар разрушил часовню, где раньше находилась Плащаница, и близлежащую башню Королевского дворца, угрожая достигнуть хоров каноников в Туринском Соборе, где была в тот момент Святыня.
Команда пожарников города Турина после многих усилий сумела разбить стенд из пуленепробиваемого стекла и вынести Плащаницу в безопасное место.
Комиссия по сохранению Плащаницы спустя два дня после пожара сообщила, что никакого вреда Святыне нанесено не было.
1998 год
В связи с приближающимся двухтысячелетием христианства Плащаница вновь выставлена для посещения в Туринском Соборе.

ХРОНИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1969 год - Плащаница в первый раз подвергается исследованию ученых
С 16 по 18 июня 1969 года в часовне Распятия в Королевском дворце Турина проходил частный показ Плащаницы, целью которого было изучение Святыни комиссией экспертов, состав которой должен был быть назначен кардиналом Микеле Пеллегрино.
Во время исследования у экспертов было время провести непосредственное изучение Плащаницы как "вживую", так и с помощью микроскопа.
Обнаружив, что отпечатки на Плащанице являются изображениями-негативами и исключив любую вероятность того, что их существование вызвано цветной инверсией изображения-позитива, профессор Пол Ви-нон сформулировал в 1901 году так называемую теорию "пароиспарения".
Согласно этой теории, изображения-негативы тела Человека Плащаницы были отпечатаны на полотне в результате реакции алое (смешанного с миром), которым Тело было намащено, и стали в конце концов цветными в результате обильного испарения аммиачных паров, вызванных брожением мочевины, содержащейся в крови и в поте.
С некоторыми изменениями эта теория была вновь вызвана к жизни новыми исследованиями, проведенными профессорами Руджеро Романезе в 1939 году и Джован-ни Джудика Кордилья в 1941 году, а также Доном Гаетано Интрильо, Марио Морони и, в особенности, д-ром Себастьяно Роданте.

Происхождение изображения
Для д-ра Рэя Роджерса из Национальной Ученой Лаборатории Лос Аламос "... наиболее вероятной гипотезой существования изображений является то, что произошло изменение цвета/обесцвечивание вследствие изменения изначальной тепловой структуры или же вообще по причине какого-либо возгорания". Более поздними исследованиями Морони, Роданте, Ин-трильо было доказано, что эта гипотеза не имеет под собой оснований.

Изучение изображения
Ученые-исследователи Дон Линн и Жан Лорр из Лаборатории Реактивной силовой установки в городе Пасадена, штат Калифорния, показали, что изображение на Плащанице не имеет привилегированных направлений, т.е. следов работы человеческих рук. Таким образом, Плащаница не может быть произведением художника, так как он использовал бы при работе стандартную технику мазка кисточкой, приемов которой при исследовании не было обнаружено.
После 1978 года группа исследователей, работавших в рамках проекта по исследованию туринской Плащаницы, сделала вывод, что изображение было вызвано изменением клетчатки льна, из которого выткана Плащаница. Чем было вызвано само изменение? Байма Боллоне высказал предположение, что именно предохраняющие средства (алоэ и миро) оставили следы на льняной ткани Плащаницы.

1976 год - доклады экспертов
Проведя исследование структуры материала, профессор Дж. Раес в конце своего доклада говорит, что, принимая во внимание все наблюдения, сделанные им во время исследования, он может заявить, что нет точного указания, которое бы дало ему возможность с полным правом утверждать, можно ли датировать ткань Плащаницы временем жизни Христа или же нет.

Исследование пыльцы
Исследование пыли, прилипшей к поверхности Плащаницы, позволили д-ру Максу Фрею сделать некоторые первоначальные выводы: наличие на Плащанице мельчайшей пыльцы растений, произрастающих в пустыне Палестины.
Пыльца, наиболее часто находимая на поверхности Плащаницы, идентична пыльце, наиболее часто встречаемой в осадочных породах Геннисаретского озера, в тех пластах земли, которым 2000 лет.
Еще один тип пыльцы имеет своим происхождением Малую Азию, а точнее, окрестности Константинополя. Также присутствует большое количество частиц пыльцы из Франции и Италии.
Таким образом, логично предположить, в свете полученных данных, что историческая и географическая жизнь Плащаницы отражает перемещения, которые она претерпела в течение веков.
Профессор Туринского университета Пьерлуиджи Байма Боллоне, выступая перед слушателями Медицинской академии Турина, заявил, что в результате его собственной судебно-медицинской экспертизы на нитях, взятых из Плащаницы в 1978 году, были обнаружены следы алоэ, мира и крови ("Журнал Туринской Медицинской Академии", CXLIV, 1981).

Маленькие монеты на глазах
В 1979 году профессор юридических наук Ф. Франсис Л. Филас обнаружил след маленькой монеты (lituus) на правом веке Человека Плащаницы. Впоследствии, синдонолог* и специалист по монетам Марио Морони сделал предположение, что эту монету можно идентифицировать как dilepton lituus, отчеканенную Понтием Пилатом в конце 29 г. нашей эры.
В 1996 году профессоры П.Л.Байма Боллоне и Н.Балоссино сообщили, что на дуге левой брови они обнаружили след монеты, идентифицированную позже как lepton simpulum, также отчеканенную Пилатом в 29 г. нашей эры.
Сначала ученых смущала "опечатка" в надписи на монетах - греческое слово "кесаря" (кайсарос) было написано с латинским С (как в латинском слове caesar). Однако впоследствии были найдены монеты точно с той же ошибкой.

Является ли Плащаница иконографической моделью для ранних изображений Иисуса?
История по большей части основана на документах, которые могут быть как письменными так и изобразительными, воспроизводящими или же описывающими кого-то или что-то в прошлом. Таким образом, иконография также является историческим документом.
Возьмем, к примеру, солнечный зонт, которым пользовался папа Иоанн VII (705-707) и который показан на рисунке, выполненном архивариусом Гримальди в начале XVII века. На нем Спаситель изображен лежащим в своей гробнице - так, как на Плащанице.
Этот факт, даже если он и не содержит в себе полного и ясного доказательства того, что Плащаница является подлинной, тем не менее заставляет нас думать, что это изображение должно было каким-то образом связано с загадочной фигурой на Плащанице; что, в свою очередь, дает основания предположить, что какие-либо святыни подобного типа могли быть знакомы создателю зонта.
Согласно мнению синдонолога и специалиста по монетам Марио Морони, Плащаница была широко известна до 1000 года. Он доказывает этот факт схожестью изображений Христа на золотых монетах Византии и Лика на Плащанице, который несомненно послужил для них прототипом.
Изображение на византийской монете 692 г. и Святой Лик на Плащанице. Сравнение показывает, что они имеют нижеследующие общие черты:
1. Пучок волос в центре лба, возможно отображающий струйку крови, видимую на Лике Плащаницы. (Это свидетельствует о неверном прочтении изображения Плащаницы. Христос, как известно из Евангелия, был назоре-ем (т.е. не мог стричь волос), поэтому такого завитка у Него просто не могло быть).
2. Необычное изображение лица Христа: волосы закрывают уши так же, как и на Плащанице.
Последние компьютерные исследования, проведенные профессором Нелло Балоссино (факультет информационных технологий Туринского университета) показывают, что некоторые изображения Христа, сделанные в первом тысячелетии христианской эры, возможно, были заимствованы с Лика на Плащанице.
В четырех примерах, приведенных ниже, черты этих древних изображений были наложены с помощью компьютера на изображение Лика на Плащанице. Совпадение черт, как мы видим, значительное.

1988 год – радиоуглеродное исследование образцов ткани Плащаницы
12 апреля 1988 г. образец ткани был взят из левого верхнего угла Плащаницы. Еще 24 ноября 1973 г. из той же части Плащаницы был уже взят кусочек и передан профессору Дж. Раесу для структурного анализа ткани.
Размер взятого в 1988 г. кусочка был 8,1x1,6 см (доклад профессора Франко Тесторе на Парижском Международном Симпозиуме, посвященном Туринской Плащанице в сентябре 1989 г.). Затем были устранены истрепавшиеся части по периметру этого кусочка, после чего размер его уменьшился до 7x1 см.
13 октября 1988 г., шесть месяцев после того, как были взяты образцы ткани, кардинал Анастасио Баллестеро, впоследствии Архиепископ Туринский и папский хранитель Плащаницы, провел большую пресс-конференцию, во время которой он зачитал доклад трех лабораторий, датирующих ткань Плащаницы временем между 1260 и 1390 гг.
В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода. Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях - в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Как насчет других плащаниц?
В христианстве существует много других плащаниц: достаточно лишь просмотреть неполный их список, напечатанный в Sindon N.S., 03/1991. Однако все они, кроме Туринской Плащаницы, сделаны человеческими руками, что видно уже при одном взгляде на них.
За прошедшие столетия существовала своего рода целая индустрия изображения плащаниц. Однако глядя на них, совершенно ясно, что все они были скопированы с какого-то подлинника (архетипа), даже в том случае, если не указаны место и дата, где и когда они были сделаны. И все они являются попытками, часто наивными и неуклюжими, воспроизвести что-либо похожее на Туринскую Плащаницу.

Может ли быть Человек Плащаницы идентифицирован?
Некоторые критически настроенные ученые пытаются разрешить тайну Плащаницы, усомнившись в том, что изображение, отпечатанное на Плащанице, - действительно изображение Иисуса Христа. Очевидно, что для того, чтобы представлять интерес с научной точки зрения, исследование должно основываться исключительно на объективных соображениях. Ниже приводится исследование, сделанное на основе принципа вероятностей профессором Туринского Университета Бруно Барберисом, которое дополняет исследования таких ученых как Ив Делаж, Поль Дегай и Тино Зеули. Метод исследования, являющийся совершенно научным, основан на крайне простых заключениях. :
Если подбросить монету вверх, вероятность того, что она упадет на ту сторону, которую вы выбрали, равна 1/2. Если подбросить вверх игральную кость, то вероятность того, что она упадет на ту сторону, которую вы выбрали, будет равна уже 1/6. Если же вы подбросите одновременно вверх и монету, и игральную кость, то, так как два эти события происходят независимо друг от друга, вероятность того, что и монета, и игральная кость упадут на ту сторону, которую вы выбрали для каждой комбинации признаков, будет равна 1/12 (1/2x1/6=1/12).
Давайте теперь рассмотрим семь наиболее характерных черт, присущих как Иисусу из Назарета (согласно повествованию Библии), так и Человеку Плащаницы, и посмотрим, какова вероятность того, что совпадут все эти признаки у двух разных людей, живших в одно и то же время и претерпевших распятие на Кресте.
1. Оба - и Иисус и Человек Плащаницы - были завернуты в саван после смерти на кресте. Заметим, что не все распятые на кресте люди могли быть похоронены обычным порядком. (Это было самое постыдное из всех наказаний, предуготовленное для рабов, разбойников и убийц, даже после смерти к их телам относились с презрением). Вероятность 1/100.
2. И у Иисуса, и у Человека Плащаницы на голове был терновый венок. Ни один исторический документ не упоминает о подобной практике. Предположим, что вероятность в этом случае будет 1/5000.
3. Горизонтальная часть креста очень сильно давила на плечи как Человека Плащаницы, так и Иисуса. Лишь от случая к случаю осужденные должны были нести горизонтальную часть креста к месту казни. Вероятность 1/2.
4. Та же самая вероятность (1/2) касается способа, каким руки и ноги были прикреплены к дереву креста. Они были прибиты гвоздями, хотя более легкий и быстрый способ был просто привязать их веревкой.
5. На Плащанице видна рана на правой части тела Человека, завернутого в нее. Евангелие от Иоанна (19:33-34) повествует нам, что в случае с Иисусом "вместо того, чтобы перебить у Него голени, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода". Вероятность 1/10.
6. Человек Плащаницы после того, как был снят с креста, был тут же завернут в саван; ни обмывания, ни помазывания тела не было. С Иисусом было то же самое, так как на пороге была еврейская пасха, во время которой нельзя было работать. Вероятность 1/20.
7. На Плащанице виден отпечаток человеческого тела, но нет никаких следов гниения. Видимо человеческое тело было завернуто в саван на небольшой период времени, но в то же самое время этого было достаточно, чтобы смогли отпечататься контуры тела. А тело Иисуса, не находилось ли оно в гробнице не многим более, чем 30 часов, с вечера пятницы до рассвета в воскресенье? Это необычный случай совпадения, вероятность 1/500.
На основании этого анализа Барберис выводит совокупную вероятность, которая получается путем умножения всех вероятностей в каждом из семи примеров. Таким образом:
1/100x1/5000x1/2x1/2x1/10x1/20x1/500= = 1/200.000.000.000
Вместе с предшествующими ему учеными Барберис сумел вывести, что из 200 МИЛЛИАРДОВ гипотетических жертв, распятых на кресте, только ОДИН может обладать теми же самыми идентичными чертами, присущими Иисусу и Человеку Плащаницы, и Евангелие сообщает нам это имя: ИИСУС ХРИСТОС, который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер, был погребен и на третий день воскрес из мертвых.

Рана в груди
На фронтальной стороне Плащаницы мы видим в левой части изображения (то есть в правой части тела) большое излияние крови, вызванное раной, нанесенной либо прокалыванием, либо порезом. Кровяное пятно простирается вверх на 6 см и стекает вниз, делясь на ручейки и изгибаясь, более, чем на 15 см. Это видимо и есть рана, вызванная ударом копья римского солдата. В данном случае была поранена стенка грудного сосуда, так как из раны вытекло большое количество крови. Удар копьем был нанесен телу, о чем говорит природа вытекшей жидкости, означающей, что разделение клеточных и серозных компонентов уже имело место.
Наиболее приемлемое объяснение этому заключается в том, что скорее всего во время крестной смерти произошло грудное кровоизлияние (haemothorax), то есть кровь вытекла в правую полость плевры. Копье прошло стенку грудного сосуда, высвободив тем самым оставшуюся кровь вместе с клеточным компонентом, на который сверху вытек серозный компонент.

Предплечья и руки
На фронтальной стороне Плащаницы можно увидеть рану, причиненную пригвождением ладони. Хотя на самом деле не ладони (как обычно изображается на иконах), а части тела, называемой "точка Дессо". Здесь находится естественный разрыв между костями, что позволяет легко вбить гвоздь в руку; следовательно рана была вызвана пригвождением ко кресту.
Вонзенный в это место гвоздь повредил срединный нерв (который является чувствительным и двигательным нервом), вызвав сжатие мускулов с последующим сгибанием большого пальца внутрь ладони, поэтому большой палец не виден на Плащанице. Если бы Плащаница была поддельной, то тот, кто подделывал бы ее, никоим образом не мог бы представить себе этого и изобразить такую мелкую деталь. Верхние конечности тела были вынуждены последовать вниз за руками, который были распяты на горизонтальной части креста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения шести фотографий деталей Плащаницы (три с фронтальной стороны и три с задней стороны) с комментариями и заголовками, взятыми по большей части из исследований, проведенных докторами медицины Пьером Барбе, Джузеппе Казелли и Пьерлуиджи Байма Боллоне, остается только задать следующие вопросы:
Убедившись с помощью доказательств науки, что Плащаница не является нарисованным изображением, зададимся вопросом, кто много веков назад, используя какую технику с самым безупречным реализмом, не допустив ни одной мельчайшей ошибки, все предусмотрев, смог создать изображение в негативе, при том, что такую версию ученые могли предложить лишь в первой половине XIX века с открытием фотографии?
Кто много веков назад с таким совершенством смог бы создать:
- Анатомические и патологические детали человеческого тела?
- Различные типы крови (артериальную, венозную, смешанную и трупную)?
- Руки, пронзенные через запястье, как того требует анатомия для того, чтобы тело держалось на кресте, хотя это резко расходится с многовековой традицией иконографии?
- Сокращение большого пальца по причине повреждения срединного нерва?
- Рану в левой, а не в правой части груди - изменение, которое случается только при замене изображения-позитива на изображение-негатив?
- Какой ум смог разработать и расположить следы ударов бича со свинцовыми наконечниками и затем определить, как эти следы сходятся: книзу на спине, крестообразно на бедрах, кверху на икрах ног, и все это относительно одной точки, то есть той, где должен был стоять палач?
Но как совместить все вышеупомянутые детали с радиоуглеродной экспертизой, которая датирует Плащаницу временем между 1260 и 1390 гг.? Единственное, что остается - это допустить возможность "жестокой" подделки в Средние века, когда кто-то сознательно подверг своего современника точно таким же мучениям, каким подвергли Христа, единственно лишь с целью получить отпечаток контуров тела на куске льняного полотна. Но тогда, как смог этот человек получить отпечаток изображения только на одной стороне полотна, когда даже сейчас, в XX веке, несмотря на все научные достижения, неизвестно, каким образом можно это сделать? Как он смог достичь того, что на полотне обнаружены частицы пыльцы из Палестины и Малой Азии, а также из Франции и Италии? Как смог этот человек на лице Человека Плащаницы изобразить детали, которые смогли обнаружить лишь при помощи недавно изобретенного трехмерного фотографирования, как, например, отпечатки двух монет, одной на правом глазе, а другой на дуге левой брови?
Столкнувшись с таким впечатляющим совпадением очевидности всех обстоятельств, подкрепленным научным доказательством, аргументами и согласованностью, мы вынуждены воспринять сообщение, которое мы получаем от этого Полотна, и от Человека, который был завернут в него.
Ив Делаж, крупный французский ученый и профессор Сорбонны, не верующий, свободомыслящий, как он себя сам называет, сказал в одном из своих докладов Парижской Академии Наук: "Если это не Христос, то должно быть, какой-то преступник. Но как мы можем совместить этот факт с чудным выражением благородства, которое излучает это Изображение?".

ЧТО СКАЗАТЬ?
Если суммировать все, что известно о Плащанице из истории и в результате научных исследований, то можно сказать одно: на сегодняшний день есть достаточно веские основания, чтобы полагать, что Туринская Плащаница и есть именно тот саван, которым был обернут Иисус Христос. Вместе с тем, имеются и серьезные сомнения в ее подинности. С точки зрения науки, основные "за" и "против" выглядят следующим образом:

ПРОТИВ
1. История Плащаницы достоверно известна и задокументирована примерно лишь с 1357 года, когда она появляется в деревне Лире (Шампань).
2. Проведенная в 1988 году радиоуглеродная датировка образцов льна Плащаницы дала следующий результат: пряжа изготовлена между 1260 и 1390 годами.
3. Согласно мнению одного из американских химиков, анализировавших образцы пыли, взятые с Плащаницы в 1978 году, на ней имеются следы железа и киновари, входящих в состав красителей, что свидетельствует о работе художника...

ЗА
"За" говорят, прежде всего, форма и содержание самих изображений (Фотографический негатив изображения представляет сосбой очень достоверное ПОЗИТИВНОЕ изображение мертвого тела на черном фоне).
A) Зачем было средневековому фальсификатору (допустим, что он имел понятие о негативности и знал, как ее получить), "обращать" достоверное изображение в нечто похожее на привидение?
Б) До сих пор не было ни одной удавшейся попытки точно скопировать изображения: копии оказываются необратимыми и анизотропными.
B) Наблюдения под микроскопом показали, что изображение состоит не из вкраплений какого-либо красящего вещества, а из внешнего побурения поверхности волокон, как бы от легкого прикосновения горячим предметом. Однако попытки получить подобное изображение с помощью нагревания статуи или барельефа показали, что такое не под силу даже ученым XX века.
Г) Фотографии 1898, 1931 и 1978 годов тщательно изучались патологоанатомами и судебно-медицинскими экспертами. Их единодушное мнение: предположить такое знание анатомии, физиологии и морфологии в Средние века или даже много позже невозможно. А использовать это знание для создание подобных изображений без фотоаппарата и соответствующего объекта невозможно даже в наше время. Врачи смогли установить основную причину смерти (асфиксия и сопутствующие ей процессы), отличить кровь от сукровицы, венозную кровь от артериальной, прижизненные раны от посмертных.

САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ СОМНЕНИЕ
- радиоуглеродный метод.
Прежде всего, не лишены некоторых оснований подозрения в недобросовестности экспертов: они не скрывали своего неверия в подлинность Плащаницы и нарушили ряд ими же самими предложенных правил проведения опытов.
Кроме того, точность самого метода подвергается сегодня большим сомнениям в среде ученых. Практически нет сомнений, что на полученные радиоуглеродным способом данные оказали влияние загрязнение, пожар 1532 года, грибок, образовавший на ней паутину и т.д.
Нерешенными до сих пор проблемами являются две: способ образования отпечатка на Плащанице и способ отделения тела от Плащаницы. Они-то и являются основным вызовом науке.
"Становится совершенно непонятным, кто, как и зачем создал такую гениальную по замыслу и исполнению, но совершенно бессмысленную в своей (никому не видной и бесполезной) изощренности, фальшивку. Приходится воображать фальсификатора носителем совершенно немыслимых для своего времени знаний, подозревать его в совершенно немыслимом злодеянии: распятии похожего на Христа человека в целях получения его изображения. И при этом ничего не прояснить." (С.Муравьев).

ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Вот все, что сегодня известно ученому миру о Плащанице. Как видим, научные данные не дают однозначного ответа даже на вопрос о возрасте Плащаницы. Что же касается природы образования отпечатка и характера отделения тела от ткани - тут вообще полная тайна.
Но даже если предположить, что научный положительный ответ будет вскоре дан, то вряд ли это станет доказательством веры для всех. Ведь сегодня мало кто из историков сомневается в историчности Христа, однако, далеко не все читавшие Евангелие стали христианами... Многие видели пустую гробницу, но даже апостолы не сразу поверили, что Христос воскрес.
Почему же так происходит, что мы все время требуем как можно более осязаемых доказательств, но, получая их, продолжаем сомневаться и требовать новых? И круг этот порочно бесконечен...
Думается, что ответ на этот вопрос дан уже в самом Евангелии: "Царство Божие внутрь вас есть". Ведь ни Плащаница, ни Евангелие не есть СПОСОБ утверждения человека в вере. Это благая весть (греч. Евангелие) о Христе хотящим верить. Это рассказ о необходимости ВСТРЕЧИ с Живым Богом. А для встречи этой не важно, находитесь ли Вы в Турине, рядом с Плащаницей, или в Москве, за тысячи километров от нее. Потому что совершается эта Встреча всегда в одном и том же месте - сердце человека. И Тайна этой Встречи выше любой науки.

Литература:
1.Gino Moretto. The Shroud. STPAULS, 1998.
2. Протоирей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Издательство Зачатьевский монастырь, Москва, 1998.
3. Интервью с Сергеем Муравьевым. "Русская мысль", № 4224. 28 мая - 3 июня 1998 г. С. 21. С.Муравьев - соавтор вышедшей недавно во Франции книги о Плащанице: А. Cherpillod. S.Mouraviev. Apologie pour le Suaire de Turin (Pris -Moscow, "Myrmekia", 1998). Интересно отметить, что в интервью С.Муравьев сразу оговаривается: "хотя я крещен и получил в детстве христианское (православное) образование, по убеждениям я - "агностик"".

* Синдонолог - специалист по исследованию Плащаницы. От греч. "синдон" - льняной саван

Плащаница - это льняное полотно, вытканное "в елочку", 436 см в длину и 110см в ширину, включая продольную ленту длиной 8 см.

Инкрустированный серебром ковчег работы XVI века, в котором и сегодня находится в свернутом виде Плащаница. Ковчег хранится в арке на пьедестале над алтарем Туринского Собора и защищен решеткой, которую можно открыть только при наличии трех ключей одновременно. Эти ключи находятся у трех разных хранителей; только когда сразу все три хранителя присутствуют в одно время, можно открыть ковчег.

Герцог Эммануил Филиберт распоряжается использовать деньги, собиравшиеся ему на похороны, для постройки Часовни Плащаницы. Строительство начинается в 1657 году и заканчивается в 1683 году. 1 июня 1694 года Плащаница помещается в часовню.

28 мая, на третий день выставки, Се-кондо Пиа, поклонник"нового искусства" - фотографии - получил разрешение от владельцев Плащаницы произвести первый в истории снимок. Но при проявке фотопластин вместо негатива он получил позитив...

 
0
0
Сохранить
Поделиться: