Перейти на полную версию страницы

Воскресенье, 9 октября 2022 года: что будет в храме?

Ключевые события воскресенья 9 октября, которые вспоминает Церковь, - преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

Также мы празднуем память преподобного Ефрема Перекомского, праведного Гедеона, судии Израильского, благоверного князя Нягу Басарабского и собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших.

Поминают и новомучеников, отдавших жизнь за свою веру 9 октября: священномучеников Афанасия Докукина, Александра Левитского, Димитрия Розанова и Владимира Вятского, а также расстрелянных в 1937 году мирян Иоанна Золотова и Николая Гусева.


Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. 

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь  осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 9 октября.


Воскресенье, 9 октября 2022 года

Память одного из самых известных апостолов – Иоанна Богослова — уже много веков празднует Православная Церковь 9 октября. В 1989 году 9 октября был прославлен патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) в лике святителей. Поскольку этот день приходится на воскресенье, значит каждый христианин, придя на литургию утром 9 октября, сможет обратиться в молитве к этим святым.

Подробнее об Иоанне Богослове и святителе Тихоне читайте в наших материалах:

 Как большевики пытались морально раздавить патриарха Тихона и что из этого вышло

Немощь патриарха и его победа в информационной войне

 14 фактов о жизни патриарха Тихона

Апостол и Евангелист Иоанна Богослов: житие, иконы, знаменитые храмы в его честь

Краткий рассказ об апостоле Иоанне как об одном из учеников Спасителя

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России

О, пастырю наш добрый, святый великий Патриарше Тихоне! яко град горний ты явился еси: добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Святыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела есть в божественнем смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божия. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавления просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы претерпевати оныя напасти, востающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господем и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную; молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу православную, да не оскудеет она истинными пастырьми, добрыми делательми, право правщими слово евангельския истины; упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа Сил, да возродится русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 


День памяти святых

Праведный Гедеон, судья Израильский (XII век до Рождества Христова)

Аарон, Гедеон, Иезекия. XVI век, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Однажды Гедеон обмолачивал пшеницу. Работал в яме украдкой и торопливо, чтобы не заметили враги. Тут предстал Гедеону Ангел Господень. Он повелел ему собрать войско и выступить против неприятеля.

Избранный Богом для спасения своего народа от ига, Гедеон начал с искоренения идолопоклонства. Новый судья разрушил жертвенник Ваала и срубил идол Ашеры. На этом месте он поставил жертвенник истинному Богу.

Читать житие

Жители Офры возмутились поступком Гедеона. Они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни и намеревались побить судью камнями. (Избавителей покаявшихся израильтян называли судьями. Господь дал им власть поражать нечестивых язычников, освобождать израильтян от врагов и управлять ими. Всего у евреев было 14 судей).

Отец Гедеона, бывший у них жрецом, уговорил жителей не делать этого: «Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Если Ваал бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» Народ внял увещеванию и оставил Гедеона в покое. Но дал ему особое прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Так народ убедился в полном бессилии Ваала.

Между тем некоторые племена Восточной Аравии снова явились в Палестину и перешли через Иордан. Гедеон отправил послов и к смежным племенам. Они также отозвались на его призыв. Около судьи собралось 32 000 воинов.

Перед началом битвы он попросил у Бога знамения: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне постриженную шерсть. Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то я буду знать, что Ты спасёшь Израиля моею рукою». Молитва была услышана: на другой день рано утром Гедеон выжал из шерсти, покрытой росой, целую чашу воды.

Он снова обратился к Богу: «Господи! Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог услышал и вторую молитву Гедеона: наутро только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.

А для того, чтобы израильтяне яснее видели Его спасительную помощь, которая соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей Его воли, Бог повелел Гедеону отпустить из войска всех, кто боязлив и робок — 22 000 человек вернулись домой.

Оставшихся Бог повелел вести к воде и посмотреть, как они будут пить. Тех, которые пили воду, черпая её горстью руки, отделили от тех, которые пили ртом, наклоняясь к воде. Пивших горстью оказалось 300 человек. И сказал Господь Гедеону: «Тремястами Я спасу вас». С ними Гедеон и выступил против 100 000 армии. При отряде в 300 человек Гедеон мог решиться на битву со стотысячной армией только благодаря твёрдой вере в помощь Божию.

По внушению свыше Гедеон разделил отряд на три части. Каждому воину дал по трубе и скрытому в кувшине светильнику. Ночью евреи окружили стан неприятеля. По сигналу воины разбили кувшины, затрубили в трубы и стали громко восклицать: «Меч Господа и Гедеона!» Внезапные огни, гром труб и крики поразили мадианитян. Страх и ужас обуял их. В темноте, в великом смятении они стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство.

Гедеон возвратился домой с огромной добычей. Слава о победителе разнеслась по всей стране. Благодарные израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть, но он отказался. Он знал, как невелика его заслуга в деле спасения израильского народа. Это чудо совершил Бог, и только Он единственный царь Израиля.

В мире и покое Гедеон дожил до глубокой старости. Его история – это повествование о том, как истинная вера и любовь к Богу одного человека спасли целый народ. Жизнь судьи Гедеона стала прообразом величайшего события в истории человечества: крестного страдания Сына Божия. Его любовь спасла от смерти все народы Земли и даровала нам жизнь вечную.

Свернуть

Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (начало II)

Краткий рассказ о любимом ученике Спасителя слушайте на радио «Вера».

Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский (1492) 

Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых», 1866 год

Основные события жития Ефрема Чудотворца слушайте на радио «Вера».

Благоверный князь Нягу Басарабский (около 1459 - 1521)

Святой Нягу Басарабский был господарем Валахии в первой четверти XVI века. Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Оставил написанное на церковнославянском языке поучение сыну Феодосию.

Читать житие

Благоверный князь с детства воспитывался в благочестии. Бывший Константинопольский патриарх святитель Нифонт стал его духовным наставником.

Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии – святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь.

С 1512 года ему удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил переустраивать государственные, административные, налоговые и судебные учреждения, поддерживая торговлю и защищая интересы купцов. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография, удалось сохранять мир с соседями. Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.

Его сын Феодосий стал наследником, а Иоанн и Петр скончались при жизни отца. Известны три дочери: Стана, Ангелина и Руксандра.

Оставил известное поучение сыну Феодосию – «Слова наказательные» – первое значительное произведение румынской литературы на церковнославянском языке. «Слова» известны также в ранних переводах на румынский и греческий.

Свернуть

Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших

В состав Собора включены:

Прославление святителя Тихона (Беллавина) (1989)

О первом в ХХ веке патриархе Московском и всея России слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Афанасий Докукин (18 января 1899 — 9 октября 1937)

– Кто из вашей семьи раскулачивался, лишался избирательных прав или получал твердое задание? – спросил следователь на последнем допросе 22 сентября.

– Твердое задание я получил в 1932 году, с 1919 года лишен избирательных прав, в 1933 году хозяйство было раскулачено.

– Признаете вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной работе?

– Нет, – ответил священник.

На этом допросы были закончены.

26 сентября тройка НКВД приговорила отца Афанасия к расстрелу.

Читать житие

Родился в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района.

В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста.

3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера.

11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его.

– Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации?

– Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу.

15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы.

Священник Афанасий Докукин был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Александр Левитский (1876 — 9 октября 1937)

30 июня 1923 года отец Александр подал настоятелю храма заявление, в котором написал, что не имеет ничего общего с новообразованной обновленческой общиной, и с 1 июля прекратил свое служение в Троицком храме, а уже 6 июля 1923 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Читать житие

Родился в Москве в семье священника Михаила Ивановича Левитского. Окончив в 1900 году Московскую Духовную академию, Александр  был назначен преподавателем гражданской истории и словесности в Мариинском епархиальном училище, а также русского языка и словесности в Филаретовском женском училище в Москве.

12 марта 1904 года Александр Михайлович был определен на место священника к церкви в Троицкой слободе на Самотеке. Во времена гонений здесь разместилась резиденция Патриарха Тихона.

Отец Александр был заведующим церковноприходской школой при Троицкой церкви и преподавателем Закона Божия. С 1905 года к этим послушаниям добавилось преподавание Закона Божия в 5-й женской гимназии, а с 1906 года – в мужской гимназии, учрежденной А.В. Адольфом. В 1911 году отец Александр был назначен членом приходского совета Троицкой церкви.

В 1917 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1921м – возведен в сан протоиерея.

Весной 1923 года в Троиций храм был назначен новый настоятель, признавший обновленцев, к нему присоединились другие священники, служившие в храме, и отец Александр вынужден был покинуть храм. Однако, ради паствы, он все же решил на некоторое время остаться.

Не желая подчиняться и признавать живоцерковников, отец Александр попал в сложное в духовном и опасное в практическом отношении положение из-за тех неприятностей, которые ему могли принести обновленцы.

– Укажите, когда и где вы выступали на собраниях, дискуссиях, спорах и так далее? – спросил священника следователь на первом допросе.

– Никогда ни на каких собраниях политического характера не выступал, а в религиозных проповедях излагал христианское учение и насколько не соответствует ему жизнь современных христиан, – ответил отец Александр.

–Подвергались вы преследованию по поводу изъятия ценностей, если да, то чем оно закончилось?

– Я лично к сдаче ценностей никакого отношения не имел... следовательно, никаким преследованиям не подвергался.

Следователь спросил, каково отношение священника к ВЦУ, на что отец Александр ответил:

– Я лично признавал распоряжения ВЦУ, но принадлежал и принадлежу к старой Православной Церкви, которая руководима Патриархом Тихоном...

– Ваше отношение к мероприятиям советской власти и в чем вы видите ее ошибки?

– Мое отношение к мероприятиям правительства положительное, но его ошибки не считаю вправе находить.

– Ваше отношение к новой экономической политике?

– Мое отношение положительное.

– Для какой цели вы собирали в записную книжку выдержки из газет по поводу декретов и законов, касающихся Церкви?

– Как священник интересовался новыми явлениями... жизни.

– Что можете сказать по поводу ваших выступлений с противоправительственной агитацией в связи с Церковью...

– С противоправительственной агитацией никогда не выступал…

18 сентября 1923 года следователь, ведший дело отца Александра, составил заключение: «ввиду отсутствия достаточных улик, могущих подтвердить факт его преступности... по подозрению в произнесении провокационных речей и контрреволюционных деяний на почве якобы религиозных гонений на Церковь, следствием подтвердить его виновность не удалось».

22 сентября 1923 года Коллегия ОГПУ постановила освободить протоиерея Александра из-под стражи.

В 1924 году отец Александр был назначен служить в Скорбященский храм при Екатерининской больнице, здесь он прослужил до 1926 года, когда был переведен в Преображенскую церковь в Спасском в Москве, а впоследствии – в Знаменскую церковь в селе Ховрино Красногорского района Московской области, где он прослужил до своего ареста во время массовых гонений в конце тридцатых годов.

22 марта 1937 года некий член районного совета подал уполномоченному районного НКВД жалобу. «Считаю крайне необходимым как член ВКП(б) сообщить Вам, – писал он, – стражу пролетарской диктатуры, следующее: по поручению районного прокурора... мне было поручено проверить жалобу... При проверке выяснено, что... застройщики А.Д. Левитская с мужем-священником... ведут антисоветскую контрреволюционную агитацию...

Член ВЛКСМ Балин, который проживает в одном доме с ними, говорит, что революционных песен петь не разрешают. Несмотря на то, что улица освещена электричеством, они категорически запрещают проводить в дом электричество и радио.

Хуже всего, что они не признают органов власти и их представителей... когда я проверял жалобу... они... выскочили из комнаты и закрыли на замок дверь.

После узнал у соседей, которые живут в этом доме, в частности у Балина, что это люди антисоветские, которых необходимо из красной пролетарской столицы выселить...»

10 сентября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе следователь спросил его, какие он ведет разговоры, когда у него в доме собираются его знакомые.

– Разговоры носят обычно домашний характер, то есть на бытовые темы, – ответил священник.

– Это не верно, следствие требует от вас правильного ответа.

– Я еще раз заявляю, что кроме бытовых домашних разговоров других разговоров не вел.

– Следствию известно, что у вас на квартире собираются религиозные люди, среди которых вы ведете антисоветскую агитацию. Признаете ли вы себя в этом виновным?

– Нет, виновным я себя не признаю.

Следователи вызвали на допрос двух свидетелей, соседей священника по дому, они показали, что супруги Левитские выказывают противодействие мероприятиям политического и культурного характера, вечно они закрыты, какаято конспирация, ходят к ним лица духовного звания, и о чем эти совещания, о чем там говорят, наводит всегда на подозрения. Левитские очень злобно настроены против детей-пионеров, не разрешают им играть на дворе дома, собираться группами, запрещают иметь в доме радио, петь песни.

8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу.

Протоиерей Александр Левитский был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Димитрий Розанов (24 октября 1890 — 9 октября 1937)

– Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности, как например, следующие. 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: «Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь». Этот факт вы признаете? – спросил его следователь.

– Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: «Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня».

– А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД как враг народа?

– Да, я это знал.

– Значит, вы призывали верующих молиться за врага народа, сознательно вызывая в них сочувствие к нему?

– Да, это я признаю.

– 21 марта 1937 года вы говорили… другим священнослужителям: «В Ново-Васильевском религия советской властью разбита... Для укрепления ее у нас есть много способов: Священное Писание, беседы. Я советую вам не отказываться от церкви...» Признаете вы этот факт?

– Это я признаю. Я говорил тогда, что прислан сюда за послушание вопреки своему желанию, так как здесь работать тяжело одному, работы много... Нужен мне второй священник, и я обращался к священнику Васильевскому, чтобы он снова вернулся к священническому служению.

– Вы говорили бывшему священнику Васильевскому: «Все обещания устроить тебя на работу ничего не стоят, это обман, вся сталинская конституция – филькина грамота и обман». Этот факт вы признаете?

– Да, это я признаю, все обещания устроить его на работу ничего не стоят...

– Вы говорили: «Скоро советская власть сменится, мы приложили к этому немало усилий, и потом опять заживем по-прежнему?» Признаете этот факт?

– Нет, этого факта я не признаю.

Читать житие

Родился в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге.

Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря.

12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23 февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса.

Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.

Допрошенные монахини показали, что советскую власть они считают безбожной и молитву за нее почитают грехом, что их советская власть арестовала только за то, что они веруют в Бога, и эти действия со стороны власти иначе как гонением на православную веру они не могут назвать. «Наша Церковь считается Церковью истинного христианства и стоит на позиции, занятой Петром Крутицким».

Сразу же после ареста следователь допросил отца Димитрия. Отвечая на его вопросы, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он знает очень хорошо, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Что касается разговоров на антисоветские темы, то таких разговоров не было. Говорили лишь на темы искривлений колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах, да того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает.

31 мая следователь снова допросил священника. «Со стороны монахинь, – сказал отец Димитрий, – наблюдались посещения меня… но на политическую тему мне с ними говорить не приходилось, за что их арестовали, мне неизвестно... В церкви Никола Большой Крест и в церкви на Воздвиженке бывать не приходилось, но приходилось слышать, что в этих церквях не подчиняются митрополиту Сергию, а подчиняются Петру Крутицкому. Сам я лично Петра Крутицкого не знаю... Та церковь, в которой я служу, принадлежит к сергиевской ориентации».

Многие крестьяне в 1930-1931 годах отказывались вступать в колхоз, и монахини были обвинены в том, что это именно они оказали влияние на крестьян; что ходя по домам крестьян, которые приглашали их посидеть с детьми, или, приходя за материалом для шитья и вязания, они вели религиозную проповедь, призывая крестьян посещать церковь и блюсти церковные установления и посты, что и привело, по утверждениям сотрудников ОГПУ, к массовому отказу крестьян вступать в колхозы.

16 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда и был отправлен с тюремным этапом.

Вернувшись из ссылки, отец Димитрий 23 мая 1935 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в село Федоровское Волоколамского района Московской области. 31 марта 1936 года он был возведен в сан протоиерея.

В феврале 1937 года, после ареста священника Евгения Архангельского, служившего в Покровском храме в селе Ново-Васильевское Лотошинского района, отец Димитрий был переведен на его место, и здесь его застали последние гонения. Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать.

В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы.

После допросов отец Димитрий был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Димитрий Розанов был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Мученик Иоанн Золотов (1897 — 9 октября 1937)

Краткое житие мирянина, обвиненного в помощи пожилым монахиням, слушайте на радио «Вера».

Мученик Николай Гусев (9 декабря 1919 — 1937)

Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалеку от шалаша, в котором жил Николай, 19 сентября 1937 года арестовали его. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, Николай сказал:

«Паспорта у меня нет, жить мне негде. Я решил построить себе шалаш в лесу и там проживать. Шалаш строил я один и сам. В этом шалаше я повесил иконы и устроил пять лампадок. Масло для лампадок я приобретал в аптеке. Сегодня я проходил по лесу, возвращаясь из Реутова в свой шалаш, и встретился с неизвестной мне гражданкой, которая меня спросила, где я живу. Я ей показал свой шалаш. Тогда эта женщина спросила, не страшно ли мне одному жить в лесу. Я ей ответил, что не страшно. И только хотел войти в шалаш, как меня задержали работники милиции и доставили в отделение».

– Кто строил шалаш в лесу Реутовского района? – спросил следователь.

– Шалаш строил я среди лета для жилья, – ответил Николай.

Это был последний вопрос краткого допроса. Когда следователь потребовал, чтобы Николай расписался под протоколом допроса, тот категорически от этого отказался. 8 октября тройка НКВД приговорила Николая к расстрелу. Николай Иванович Гусев был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Читайте житие

Мученик Николай родился в Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время гражданской войны, а мать в 1920 году и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 году она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тетка в Москве, у которой он время от времени и находил себе приют.

Потеряв дом внешний, он нашел свой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрел больших родственников во Христе.

В тридцатых годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырье, а также собирал и продавал грибы, и на эти средства жил.

Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю, и кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».

Свернуть

Священномученик Владимир Вятский (27 июня 1879 — 9 октября 1939)

Священномученик Владимир Михайлович Вятский родился в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье церковнослужителя. Окончил сельскую школу, служил псаломщиком, затем был рукоположен во иерея, служил в храме в селе Воскресенском Даниловского района.

Был арестован в 1932 году, обвинен в сокрытии церковных ценностей, приговорен к 3 годам ссылки. По возвращении служил в храме в селе Крутово Первомайского района Ярославской области.

29 октября 1937 года отец Владимир вновь был арестован и обвинен в «организации группы верующих, среди которых проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в отношении партии и правительства».

Священник виновным себя не признал.

5 ноября 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Темниковском ИТЛ в Мордовии, где скончался 9 октября 1938 года.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на толковании 103 псалма. Сегодня продолжим разбирать всенощную с великой ектиньи, следующей за псалмом. Пока перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь обратил внимание на этот храм и молящихся в нем и исполнил их прошения. 

В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды.

В первую очередь мы молимся «о свышнем мире», что переводится с греческого как «о ниспослании мира свыше…».

Затем звучит прошение о всем мире, всех храмах и соединении всех. Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду христиане. Именно верующих приглашают помолиться о соединении православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Мы просим о храме, в который пришли сегодня молиться, и всех, кто сейчас находится в нем с верой, благоговением и страхом Божиим. О патриархе Кирилле и митрополите (архиепископе или епископе), возглавляющем епархию, к которой относится храм. О всех священниках и диаконах, служащих в храме и молящихся в нем.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом всенощного бдения или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 5, стихи 1 - 11

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Второе Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 1 -  10

Комментирует священник Павел (Великанов)

Если совершается служба апостолу Иоанну, то читается также:

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25- 27, глава 21, стихи 24 — 25

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 4, стих 12 — 19

Комментирует священник Павел (Великанов)

Если совершается служба святителю Тихону, то читается также:

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 - 16

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Послание Апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Сегодня мы обращаемся в молитве к патриарху Тихону, мужественно выбравшему идти за Христом и бороться за свободу Церкви вл время страшных гонений большевиков после революции 1917го года. В наше время особенно актуально звучит его послание от 19 января 1918 года с анафемой безбожникам:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.»

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Меню сайта

Помочь Фоме