Перейти на полную версию страницы

Как выбрать место обучения ребенку, чтобы не покалечить ему психику?

Елена ФЕТИСОВА
жена священника, многодетная мать

Школа та или эта или вон ту еще хвалят… Даже оформив все документы и отдав ребенка в первый класс, родитель чаще всего не прекращает внутреннего монолога. Школьные будни начались, а спокойствие всё не наступает, и принятое решение не кажется окончательным.

Как выбрать место обучения, которое не покалечит ребенку психику? На этот случай хочу рассказать одну историю. Все события реальны, все имена и узнаваемые подробности изменены.

В провинциальном городе N в «лихие девяностые» работала одна гимназия. Не православная, светская. Директор был человеком активным и пытался в гимназии не только выживать, но и создавать продвинутое в духе времени образовательное пространство. В числе педагогов работали «остепененные» вузовские преподаватели, многие из них обращались к ученикам исключительно на Вы и предпочитали на уроках диалоги, а не только контрольные. Учитель истории и МХК знакомил детей с Библией, учитель физкультуры вел для девочек уроки танцев, английский бодро и нескучно преподавали по каким-то ярким кембриджским учебникам, и для желающих был факультатив по французскому. Все эти прелести N-ской гимназии мне расписывала ее выпускница Ольга, влюбленная в свою школу и учителей.

— Представляете, — говорила она знакомым, если речь заходила о школе, — мы так привыкли к интересному и уважительному общению с учителями, что если приходил какой-то новый «обычный» учитель и пытался на нас орать, мы его порой троллили и вообще серьезно не воспринимали. Даже не обижался никто, просто смотрели как на «болященького» — настолько никто не ожидал в стенах школы подобного обращения. Только учитель математики могла себе позволить прикрикнуть, не теряя уважения класса, — просто потому, что делала это в исключительных случаях, а в остальное время и объясняла шикарно, и вообще была дама с юмором, что всегда привлекало.

Об отношениях с классом Ольга тоже рассказывала оптимистично: были группы по интересам, кто-то слушал рок, а кто-то — Иванушек, но друг с другом не враждовали; кто-то кому-то не очень нравился, кто-то из мальчиков мог дразниться и огребать в ответ линейкой… Но всегда было с кем в классе дружить, и всегда весело проходили уроки и совместные поездки.

Фото: Владимир Ештокин / Журнал «Фома»

А как-то вечером Ольга зашла в одну заблокированную нынче соцсеть и с удивлением прочитала пост школьной подруги из параллельного класса, назовем ее Анной. По мере чтения ей всё больше не класс казался параллельным, а реальность.

Там были хроники ада из «гопнической» школы в спальном районе. Истеричные преподаватели, которые организовывали буллинг и травили учеников, подлые одноклассники, которые душили «игнором» да изводили подколами…

Одна школа, одни года обучения, одни учителя (кроме классной, которая тоже была Ольге знакома) — и две абсолютно разные реальности. Почему так? Особенности мировосприятия двух разных учениц?

Если смотреть на эти несостыковки глазами родителя, становится не по себе: на чьи же отзывы опираться, выбирая школу? Ведь тебе может похвалить какое-то место условная Ольга, а твой ребенок всё равно увидит филиал ада глазами Анны… С другой стороны, возможно именно родители отчасти формируют отношение к школе и отношения в школе? Как бы там ни было: два мира, два детства в одной и той же школе.

В семье Ольги не принято было обожествлять учителей и школу: мать с восторгом отзывалась о хороших учителях, а про случайного Ионыча от педагогики спокойно говорила: «Не обращай внимания на дурачков». Не факт, что это образец для подражания — Ольга вспоминает, что в результате вела себя слишком уж надменно со слабыми педагогами. Зато школу любила и с любимыми учителями общалась с удовольствием.

А мама Анны сама была учителем из соседней школы, и авторитетно напоминала дочке: «Не бывает плохих учителей, только плохие ученики!» Может быть, именно это отсутствие поддержки — хотя бы словом — породило у девочки такой огульный мрачный взгляд на педагогов и одноклассников?

Или, возможно, повлияло на восприятие школы ощущение успешности и неуспешности? Анну мама «по знакомству» определила в класс с вокальным уклоном — чтобы наконец научили петь! Ребенку со средними вокальными данными было некомфортно среди более музыкальных учеников, хихикавших, когда она давала петуха. Преподаватель вокала наверняка морщился, готовясь к очередному конкурсу, — не то что бы сознательный «буллинг», но, наверное, в сердцах указывал, кто портит картину всему классу. А ведь Анна была невероятно талантливым ребенком — просто совсем в другой сфере.

Ольга же училась в гуманитарном классе и «звездила» способностями по любимым и простым для нее предметам. А вот петь тоже не умела и в вокальном классе вряд ли пришлась бы ко двору. К счастью, ее туда и не «запихивали». Этот ли опыт успеха и неуспеха был решающим при формировании двух разных картин мира у школьниц?

У меня нет точного ответа — только вот такие две параллельные реальности. Но с учётом этих реальностей попробуем накидать хоть какую-то «карту».

Во-первых, ищем советчиков не просто среди знакомых, а среди знакомых, близких вам по образу жизни и взглядам на воспитание. Иначе получится, что кто-то в восторге от школы потому, что там строгие порядки, а вас и вашего ребенка, допустим, именно строгость шокирует. Или наоборот. Причем важно, чтобы у этих советчиков дети учились в школе в данный момент или только-только ее закончили. Воспоминания о том, как здорово было в такой-то гимназии двадцать лет назад, скорее всего, ничем не помогут. Разве что все двадцать лет там не менялось руководство и педсостав… Хотя и это сомнительно: бывают ведь педагоги, которые с возрастом «выгорают» и уже не могут похвастаться былой крепостью нервной системы, что не удивительно.

Во-вторых, ищем школу с учетом способностей ребенка, причем реальных способностей, а не тех, которые хочется развить у него вопреки всему. Не нужно полненькую девочку отдавать в балетный класс, «чтоб похудела», а нежного гуманитария пристраивать в математический лицей, «чтоб научили наконец считать». И считать, скорей всего, не научится, и гуманитарные дисциплины в атмосфере стресса и неуспешности у него «просядут».

В-третьих, выбирать стоит не место, а в первую очередь учителя, особенно если речь идет о начальной школе. Какой бы ни была общая педагогическая концепция школы, разные учителя в своем взаимодействии с детьми могут отличаться, как день и ночь. Бывает, что учителя, ведущие начальные классы, ведут и занятия в Школе будущего первоклассника — это отличный шанс познакомиться с педагогом заранее. Хотя знаю случай, когда одна сюсюкающая с дошколятами учительница позже в общении с классом оказалась патологически тщеславным человеком, жестоко третировавшим и детей, и родителей ради «высоких достижений».

Но отсюда, собственно, следует и наше «в-четвертых»: везде соломки не подстелить, и те или иные проблемы в школе всё равно появятся. Значит, нужно быть готовым проговаривать проблемы с педагогами, с ребенком, а при необходимости и с администрацией, и искать способы их решения. В конце концов, проблемы и отличают реальную жизнь от теплички, важно просто не оставлять маленького ребенка с проблемами один на один.

Меню сайта

Помочь Фоме