Перейти на полную версию страницы

Чехов: что мы упускаем, когда прочитываем его по школьным шаблонам

В чем трагедия Ионыча? Что действительно происходит в сердце героя рассказа «О любви»? Чего на самом деле ищет Маша из «Трех сестер» и почему она не может этого обрести? О смыслах произведений Чехова, мимо которых мы часто проходим, размышляет учитель русского языка и литературы Ирина Гончаренко, автор книги «Царь Эдип и Наташа Ростова. О литературе не по учебнику».

Тезис первый

Вопрос о «главном в жизни» не разрешается у Чехова на уровне нашего здешнего, земного существования. Но он указывает направление, в котором стоит искать ответ.

Чехова или очень любят, и таких много во всем мире, или тяготятся им. И дело не в недалёкости вторых. Среди них, к примеру, Ахматова. Загадку воздействия Чехова на тех, кто им увлечен, лучше всего сформулировал Марк Щеглов: «Не могу спокойно читать Чехова, кажется, не выдержу, умру, сожгу себя, и из пепла встанет лучший, в котором всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Любят Чехова именно за это, за вдохновляющий призыв, за сладкую тоску о себе преображенном и лучшем. Те, кто не любят его, думается, раздражаются размытостью этого призыва. Да куда ж это все-таки нас зовут?

Членораздельно и определенно Чехов сказал об этом всего однажды в любимом им самим рассказе «Студент»: «Правда и красота всегда составляли главное в жизни и вообще на земле».

Заметим, что в контексте это высказывание еще конкретнее. Там речь идет не о какой-то абстрактной красоте, а о евангельских событиях, и действие рассказа происходит в Страстную Пятницу. И сама эта мысль о правде и красоте исполнена животворной силы, она дает главному герою «чувство молодости, здоровья, силы» и «невыразимо сладкое ожидание счастья».

Всё же остальное у Чехова плывет и тает, обретает очертания и тут же размывается. Почему?

Чехова можно объяснить, только если перестать старательно разграничивать литературу светскую и литературу православную.

Если взять в качестве ключа к его творчеству слова святителя Николая Сербского, то всё сразу станет понятно, станет на свои места: «Человек, если ты когда-нибудь подумаешь, что физическая пища и физическое питие могут накормить и напоить душу твою, значит, ты стоишь на одной ступени со скотами домашними и зверями лесными.

Если ты перешагнул эту ступень и надеешься, что душу твою могут накормить и напоить мудрость человеческая и красота мира сего, значит, ты стоишь на ступени полуопытных и полузрелых. Как та первая мысль безумна, так и эта вторая надежда бесплодна. Ибо на сей второй ступени ты принимаешь рычание и стон жаждущего мира за песню и веселье, пытаясь с помощью чужой жажды заглушить свою».

Всё творчество Чехова об этой самой жажде и невозможности ее заглушить. И можно не углубляться в исследования того, насколько Чехов был религиозен, потому что главное в том, что в творчестве ни единой фальшивой нотой не погрешил он против истины, сформулированной святителем.

Тезис второй

В творчестве Чехов последовательно испытывает на состоятельность то, что привычно ассоциируется у людей со смыслом жизни: построение светлого будущего, самореализация, гармония с природой и т. д. И ничто из этого испытания не проходит.

В советской школе прилежно делали идеал из Пети Трофимова, из Саши из рассказа «Невеста», намеренно или ненамеренно не замечая, что своей жизнью, самим обликом своим они дискредитируют ту мечту о «светлом будущем», о которой говорят и к которой зовут. Мы теперь опытно знаем, что их искренние призывы распроститься с прошлым не просто инфантильны, они губительны.

Если смысл не в «светлом будущем», то в чем?

Может быть, в труде? В осуществлении поставленной задачи? В гармоничной жизни на лоне природы? В романтической любви, наконец? В рассказах «Ионыч», «Крыжовник», «О любви» Антон Павлович трижды ответил «нет».

В городе С. (1966, СССР) Реж. И. Хейфиц; Ленфильм (по рассказу «Ионыч»)

Ужасаясь деградации Ионыча, превращению его в бездушного накопителя, мы как-то упускаем из виду, что история его жизни — это не только утрата способности к романтическим чувствам. Жизнь Ионыча — это жизнь земского врача, круг обязанностей которого предполагает подвижничество. Ионыч — труженик, но, оказывается, даже такой благородный труд-служение, как труд врача, не гарантирует человеку ни счастья, ни совершенствования личности.

Рисунок Руслана Трофименко

А вот доктор Астров не деградировал. Но почему он, самоотверженный доктор и человек, сажающий леса, чувствует себя благодетелем человечества, только когда пьян?

А почему тоскует герой «Скучной истории»? Он преуспел в жизни, насколько это только возможно. Причем не урвал чины и положение в обществе, а, будучи талантливым и трудоспособным человеком, удостоился и звания профессора, и чинов, и дружбы с людьми незаурядными и интересными.

Когда-то он женился по большой любви. У него двое уже взрослых детей и милая его сердцу Катя, дочь рано умершего друга, которую он вырастил как свою.

Вся повесть представляет его монолог, монолог человека, достигшего 62 лет, понимающего, что он скоро умрет от болезни, в которой ему его медицинское образование не позволяет усомниться, но печаль его, как и всей этой повести, не в скорой смерти, а в отсутствии смысла и ценности во всем, чем он живет. Этот умный, теплый и милосердный человек, всё еще блистательный лектор, человек, получающий удовольствие от своего труда, не может ответить Кате на вопросы, зачем жить, что делать.

В «Крыжовнике» Чимша-Гималайский мечтал не просто о собственности, он мечтал об идиллии на лоне природы. Он был целеустремлен в осуществлении своих планов, но всё это увенчалось тем, что он «того гляди хрюкнет в одеяло».

Тезис третий

Утверждение героя известного рассказа о том, что любовь превыше всего, не стоит автоматически считать «главной мыслью» самого автора.

Рассказ «О любви» весьма провокационен, но на самом деле вполне однозначен. Возникшее было волнение по поводу изучения его в школе потому и возникло, что его очень легко неверно прочесть, переставить акценты. Возьмусь утверждать, что слова главного героя о том, что любовь превыше всего, не являются главной мыслью автора и главной мыслью текста.

Вот они, эти провокационные слова: «Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Так вот, рассказ человека, который так чувствовал и думал при прощании с Анной Алексеевной, начинается с того, что муж ее, «милейшая личность», пригласил его к себе, и он впервые увидел предмет своей тогда будущей, а теперь уже прошедшей любви. «Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней».

А чувства-то, оказывается, проходят. И об этом нам Чехов рассказал прежде, чем о самом чувстве.

История этой любви — история хороших людей, которые думают не только о себе: «Я любил нежно, глубоко, но я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это?» «И она, по-видимому, рассуждала подобным же образом. Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына».

Ничего не произошло, кроме объятий и поцелуев при прощании единожды во всей этой не один год длившейся истории. И то, что с таким пафосом думал Алёхин в момент последнего прощания и первого признания, произошедших одновременно, никак не сказалось на течении его жизни.

Может быть, мы должны посетовать, что Алёхин не поступил согласно декларации, пришедшей ему на ум в ту минуту? Но зачем тогда Чехов предуведомил нас, что чувство прошло, и почему подытоживает рассказ Алёхина такой последний абзац текста: «Пока Алёхин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало. Они любовались, и в то же время жалели, что этот человек с добрыми умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной…»

Обратите внимание, сочувствие и внутренние сетования слушателей никак не касаются его любви, а совершенно других обстоятельств жизни рассказчика. И сам этот прекрасный вид, и выглянувшее после дождя солнце противоречат всякой безнадежности и чувству утраты. Запретная любовь Алёхина была эпизодом, и хорошо бы, и вполне возможно, что он еще полюбит и станет благополучным семьянином.

При изучении рассказа в школе в восьмом классе детям предлагают трактовать историю Алёхина, как историю неудачника, которому не хватило решимости бороться за свое счастье.

Занятно, что в школьном учебнике за рассказом Чехова «О любви» следует рассказ Бунина «Кавказ», в котором жена уехала с любовником, а муж ее, обнаружив измену, застрелился. Мой знакомый восьмиклассник, пытаясь сформулировать главную мысль «Кавказа», помолчал и сказал: «Вот что бывает, когда человек “борется за своё счастье”».

Соседство Чехова и Бунина оказалось очень удачным для размышлений, если размышлять честно, а не приписывать Чехову пропаганду вседозволенности.

Ну и как же говорить о любви у Чехова без «Дамы с собачкой»? Именно в «Даме с собачкой» любовь имеющих семьи людей единственно настоящая и единственно искренняя. Так случилось, что Гуров и в семейной жизни, и в изменах жене никогда не был вполне живым человеком, но вот именно в любви к Анне Сергеевне ожил.

В финале рассказа Чехов описывает, как Гуров во время свидания с Анной Сергеевной увидел себя в зеркале, заметил, как он поседел, постарел, подурнел. Он чувствует сострадание к Анне Сергеевне «к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как и его жизнь».

Рисунок Руслана Трофименко

Эта сцена написана так, как если бы кинокамера удалялась от персонажей, охватывая всё большее только не пространство, а время. И разговор о том, как «избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу» переходит вдруг в гораздо более общие размышления — размышления о смысле жизни, конечной и хрупкой: «И казалось, еще немного, и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Обратите внимание, как этот последний абзац текста далек от утверждения, что прекрасная жизнь будет именно вдвоем. Просто ожившие люди начинают сложную, трудную и прекрасную жизнь, в отличие от простой, накатанной, предсказуемой жизни людей мертвых.

Тезис четвертый

Чехов умом верил в прогресс, а душой жаждал преображения, о котором говорит Евангелие.

И вот эти многократные «нет», «не то», «не в этом смысл», «этим не удовлетворишься» рождают смутный неосознанный вопрос: а в чем же?

Может быть, человеку вообще мало всего, что есть на земле? Может быть, ему нужен выход к тому, что сверхъестественно и чудесно? Если мы с этим согласимся, то поймем Машу из «Трех сестер», которая читает «У Лукоморья дуб зеленый». Ей нужен не адюльтер, не новая любовь, ей нужно чудо. А ей, бедной, как и многим другим героям Чехова, приходится искать там, где заведомо найдешь не то.

И крутит Маша гудящий волчок, который, казалось бы, как и ее «Лукоморье…» никак с происходящим не связан. И вспоминает Маша свое ожидание счастья и чуда, которым наполнено всякое детство, а вместо чуда у нее только Вершинин. Не то, не то…

Посмею посягнуть даже на хрестоматийные слова доктора Астрова: «В человеке должно быть всё прекрасно…» А что, если не откладывать в сторону чеховский текст, чтобы взяться за изготовление транспаранта, а всё-таки почитать дальше, что говорит влюбленный доктор Астров о Елене Андреевне: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Итак, ни идиллическая жизнь на лоне природы, ни самоотверженный труд, ни влюбленность не освободят человека от жажды, если он не нашел Бога.

Рисунок Руслана Трофименко

Можем вернуться к словам святителя Николая Сербского, можем найти эту христианскую мысль, многократно сформулированную иначе, например, у блаженного Августина. Он обращается к Богу так: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Если мы не побоимся сравнить очень разные произведения, то явственно увидим, что Чехов именно об этом. Благодушию английской сказки об «Уиттингтоне и его кошке» противостоят и «Мартин Иден» Джека Лондона, и «Скучная история» Чехова. У Джека Лондона мы можем объяснить страшное до самоубийства разочарование главного героя несовершенством мира: он мучительно не понимает, почему его любят богатым и преуспевшим, и не любили бедным и безвестным. А в «Скучной истории» другая тоска: тоска от того, что преуспевший человек не имеет высокого смысла своего существования, который озарил бы жизнь его и его близких.

Чехов умом верил в прогресс, а душой жаждал преображения. Того преображения, о котором говорит Евангелие. Всё его творчество о неутоленной жажде.

Ну а красота мира, созданного Богом, может быть, она, многократно воспетая Чеховым, утоляет жажду?

Чехов наполнил свои книги живыми и свежими картинами. Это и степь, и красавицы, и майский сад в рассказе «Невеста», и пасхальное утро в рассказе «Казак», и ликование взаимной влюбленности в «Учителе словесности»; и дождь, и красивая Пелагея, и дом со старинными портретами в «Крыжовнике» и… к счастью, в примерах можно утонуть. И вся эта красота написана так, что она не замыкает нас на себе самой, а зовет к большему и лучшему.

Здесь уместно вспомнить то, что сам Чехов пишет в рассказе «Красавицы»: «Ощущал я красоту как-то странно. Не желания, не восторг и не наслаждение возбуждала во мне Маша, а тяжелую, хотя и приятную грусть. Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон. Почему-то мне было жаль и себя, и дедушки, и армянина, и самой армяночки, и было во мне такое чувство, как будто мы все четверо потеряли что-то важное и нужное для жизни, чего уж больше никогда не найдем».

И опять всё станет понятно и просто, если обратиться к тому, что пишут люди Церкви. Вот две строчки из акафиста, написанного митрополитом Трифоном (Туркестановым), «Слава Богу за всё»: «Благословенна мать-земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по Вечной Отчизне».

Тезис пятый

Чехов раздваивает жизнь каждого персонажа на реальную и ту, которая могла состояться. И при этом никого из героев не осуждает.

И еще одна цитата уже о другом, на сей раз из Антония Великого: «Будь снисходительно жалостлив к людям, и жив будешь». Антон Павлович как раз снисходительно жалостлив. Все его книги — плач о человеке.

Я знаю школьников, которые не видят ничего смешного ни в «Толстом и тонком», ни в «Хамелеоне». Но мне хочется привести другой пример.

Мне довелось услышать в одной лекции, что три сестры в одноимённой пьесе просто недалекие, лишенные проницательности люди, потому что в совершенно омертвевшем и деградировавшем Чебутыкине они всё еще видят прекрасного человека, который в молодости был романтически влюблен в их ныне покойную мать, и таким его любят.

Чехов не мог написать Чебутыкина просто омертвевшим стариком — пьеса была бы не чеховская.

Если бы Раневская в «Вишнёвом саде» была лишена обаяния, если бы не вызывала всеобщей безоговорочной любви, если бы Лопахин не вспоминал ее как прекрасное видение из его детства, когда она, нарядная и благоухающая, утешила и приласкала его, «мужичка», то история чудовищной эгоистки, разоряющей семью, не была бы чеховской.

Ионыч не был бы чеховским персонажем, если бы не было в его жизни молодой влюбленности и ночи несостоявшегося свидания.

Лопахин не был бы чеховским персонажем, если бы не цитировал Шекспира и не было бы у него «тонких пальцев, как у артиста», «тонкой нежной души». Примеры можно продолжать.

Чехов горюет обо всех, кто бездарно прожил, кто убого живет. Он раздваивает жизнь каждого персонажа на реальную и ту, которая могла состояться. Он не осуждает, глядя с холодных высот собственных добродетелей, он жалеет. Он оказывается верен христианскому принципу: «Ненавидь грех и люби грешника».

Нам может быть даже обидна такая простота разгадывания загадок Антона Павловича, как если бы мы отыскали ключи от многих таинственных дверей — и вышли на собственное крыльцо.   

Меню сайта

Помочь Фоме