Перейти на полную версию страницы

Тайны Заволочья

Земля у воды

Когда-то давным-давно земли между Онежским озером, Белым озером и рекой Шексной называли Заволочьем. Почему? Большую часть дороги можно было добраться по рекам. Но не везде. Часть пути суда приходилось проволакивать по суше, перетаскивать от одной воды до другой. Вот от «волоков» и пошло название — Заволочье.

Южный берег Белого моря от Онеги до Кеми называли Поморье. Почему? Потому что с севера он граничит со студеным Белым морем и с самим великим Северным Ледовитым океаном.

Отыскать Русский Север на карте нетрудно. Ищите воду: реки Северная Двина, Онега, Мезень, Печора, Ладожское озеро, Белое озеро, Ильмень-озеро и много-много маленьких речушек и озер. Вот вся земля вместе с этой водой и многими еще речками, озерцами, болотами и есть Русский Север. Необыкновенно красивые и самые холодные края Европы — Вологодская, Архангельская, Мурманская области, республики Карелия и Коми. Раньше сюда относились еще Вятская земля и Пермский край. Города здесь древние и сказочные — Каргополь, Белозерск, Пошехонье, Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск… Если не были, непременно побывайте! Это уникальное по истории, культуре, по сохранности древних традиций место России.

Соль, смола, мусковит и жемчуг

Чем жили и живут люди на Русском Севере? Чем кормились? Как зарабатывали? Во многом все так же, как и в других регионах России. Крестьяне вели хозяйство, пасли скот. Вдоль северных рек раскинулись широкие заливные луга с сочной травой, вкуснее которой для коров не найти. Недаром не­обыкновенное вологодское молоко ценят и любят во всей России.

Лето здесь такое короткое, что многие сельскохозяйственные культуры не успевают вырасти и созреть. И все-таки на Русском Севере испокон века сеяли, сажали и собирали урожай. Эти земли — регион самого северного в мире земледелия. В основном здесь растили рожь и лен.

В устьях небольших северных рек добывали жемчуг. Жемчужные ожерелья, серьги, расшитая северным жемчугом одежда, церковная утварь с жемчужными узорами на Руси были широко распространены. Мелким жемчугом украшали пуговицы, булавки, кольца. Крупный речной жемчуг продавали поштучно, мелкий — на вес.

Ловля жемчужных раковин. Ловец лёжа на плоту, который подвигается вперед силою течения реки, высматривает раковины в маленькое отверстие в плоту и вытаскивает добычу сачком, укрепленным на конце длинной палки. Фото karel.su

Северяне охотились, рыбачили, ткали и пряли, лепили из глины, ковали железо, отливали оружейные замки, колокола и пушки — в общем, всё, как везде на Руси. Но были и особенные занятия, которыми славились именно жители Поморья.

С давних пор на севере развивался пушной промысел. Археологи нашли в Великом Новгороде деревянные ящики, в которые еще в IX–XIII века складывались меха. На ящиках были вырезаны названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» — имена известных северных рек. В берестяных грамотах упоминаются песцы, мех которых должен был поступить с Севера в Новгород.

Славились морскими промыслами поморы: ловили треску, сельдь, били морского зверя — моржовая кость и моржовый жир прежде очень ценились.

Во все времена привлекало Поморье своей солью. На севере много соляных источников — ключей. На солеварении разбогатели и процветали северные города Тотьма, Сольвычегодск, Ненокса. Московское государство снабжали солью солевары Двинской земли и Вологодского края. А уж жители побережья и островов Белого моря солеварение почитали одним из главных своих промыслов: Соловецкий монастырь, который поставлял соль во все края России, имел около 50 соляных варниц. На них работало до 800 постоянных и около 300 временных работников!

Важным для всей России северным промыслом было смолокурение. Нет, никто ничего не курил! Смолу добывали — выкуривали — из хвойных деревьев. Смола нужна была для смазки обуви, колес, дверей, использовалась при постройке кораблей и лодок, для обработки кож.

Стекла в древности были большой редкостью и великой ценностью. Вместо стекла в окна храмов и богатых домов вставляли слюду. Русская слюда, которую добывали в том числе и на Севере, считалась лучшей в мире. В Западной Европе она называлась «мусковит». Ее много привозили в Европу из России в допетровские времена.

Береженого Бог бережет

Как люди, которые приходили на земли Русского Севера в стародавние времена, выбирали место, где поселиться? Почему именно такие строили дома? Здесь нет ничего случайного! Все делалось таким образом, чтобы легче было выжить в непростых условиях, в холодном климате.

Говорят, прямых дорог на Русском Севере нет. Но раньше и кривых почти не было — уж очень много здесь болот, по суше дорогу просто не проложишь. А дороги нужны, потому что в одиночку не выжить, должна быть возможность добраться хотя бы до соседей. Дорогами становились реки. Летом по ним передвигались на лодках и кораблях, а зимой по льду ездили на санях. Поэтому все жилье на Русском Севере «бережется», то есть жмется к берегам.

Деревню, село строили, как правило, у небольшой реки. Почему у небольшой? По полноводной, широкой реке могут прийти большие корабли, и не обязательно на них прибудут добрые люди. А обороняться от неприятеля жителям маленькой деревушки сложно. Город — другое дело. Город хорошо встанет и на слиянии двух полноводных рек, и на излучине, и на впадении реки в море. По большой воде горожанам было удобно подвозить товары, купцам — торговать. А чтобы от врагов можно было защититься, нужно просто правильно выбрать берег для строительства города. На низком берегу строить опасно — паводок может смыть строения, да и неприятель подкрадется — не заметишь. А с высокого — другое дело: все на виду, издали врага заприметишь, успеешь подготовиться.

Почему деревянные дома, храмы, амбары, мосты, крепости Русского Севера так здорово друг с другом сочетаются? Почему смотрятся как единое целое? Ведь каждый дом, каждый храм не похож на другой. Секрет в том, что мастера, хранившие и передававшие через поколения древние традиции северного деревянного зодчества, по одному и тому же принципу выбирали и обрабатывали деревья для строительства, использовали одинаковые приемы: «распускали» бревна на доски (раскалывали вдоль волокон топором, а потом протесывали), вырезали детали, изготавливали узлы и конструкции.

Кимжа. З. Тодорова

Главная улица северного поселения была обращена к реке. Историческую планировку так и называют: уличная и прибрежно-рядовая. Дома ставили в ряд и были эти дома огромными! На юге таких не встретишь.

На главном, высоком месте села, часто — в его центре, возводили храм. Его обязательно делали выше всех домов. Храм был самым красивым, ярким и величественным зданием в поселении.

Подальше от домов строили рухлядные амбары, в которых хранили самое ценное добро («рухлядью» раньше называли полезные в быту вещи — мебель, посуду, орудия труда, инструменты, рыболовные снасти, предметы быта). Почему амбары — не рядом с домом? Потому что строения в селах и деревнях были деревянными, а дерево, как известно, хорошо горит. Даже если, не дай Бог, случится в доме пожар, в амбаре часть вещей сохранится.

У реки еще ставили бани, чтобы воду далеко не носить. Через речки перебрасывали деревянные мосты и здесь же, на речках и ручьях, нередко строили мельницы.

Кусты и погосты

Все слышали, чем село отличается от деревни. Если в поселении церкви нет — это деревня. Если церковь есть — село. У церкви был свой приход. Приход — это люди, которые жили в округе и приходили в храм на церковные службы. Церковь объединяла местных жителей: вокруг села, где стояла одна или сразу несколько церквей, где образовывался погост, возникал целый куст деревень.

Погостом вообще-то принято называть кладбище. Но на Русском Севере погост был центром крестьянского мира. На нем собирались подати, велась торговля с купцами — «гостями», отсюда и «по-гост». Здесь крестили детей, праздновали свадьбы и отпевали умерших. На погосте, иногда прямо в просторной трапезной храма, которая зимой отапливалась, решались главные дела крестьянской общины. У понятия «погост» было и еще одно значение. Так называли место, где стоял «тройник» — архитектурный ансамбль, в который входит зимний храм, летний храм и колокольня. Таких «тройников» на Русском Севере было очень много!

Каждый куст деревень имел свое название. На карте это название не всегда можно было отыскать. Вот говорили, например: церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Что за Большая Шалга? Нет такой деревни, нет такого села. Церковь стоит в селе Казаково. От всего куста оно одно и осталось. А местные жители все равно до сих пор говорят: «в Большой Шалге», потому что так назывался куст деревень.

Высоко и красиво

Деревянные храмы — самое прекрасное из всего, что есть в зодчестве Русского Севера.

Варзуга. Художник: З. Тодорова

Церкви на Русском Севере часто ставили на местах древних языческих святилищ. Почему? Потому что люди в древности, поклоняясь могущественным природным силам, выбирали для идолов, которые эти силы изображали, самые красивые, самые высокие места. С приходом на Север христианства здесь поднялись Божии храмы.

Если новое село отстраивали уже христиане, храм тоже старались поставить на возвышении, так, чтобы его издали было видно и пешему, и конному, и тому, кто по реке, по озеру, по морю проплывает мимо села. Как говорят ученые, церковь становилась главной архитектурной доминантой, то есть главным строением северорусского поселения.

В городах церквей было много. А в центре города, в кремле или в крепости, возвышался самый главный городской собор.
Храмы Русского Севера особо славятся «небесами» — так называют расписные потолки. Особенно много живописных «небес» было в церквях Кенозерья и Поонежья.

Дерево или камень

Правда ли, что все церкви на Русском Севере деревянные? Нет, неправда, не все. Кто побогаче, мог позволить себе построить и каменный храм. В Вологодской области, в Каргополе, по берегам Онеги и Северной Двины стоит немало каменных храмов. А вот на Мезени и Пинеге храмы действительно в основном из дерева.

Чтобы построить церковь, крестьянской общине нужны были деньги не только на строительство, но и на содержание храма и священника. Не у всех такие средства были. Строили, что могли. Благо леса вокруг было много, недостатка в стройматериале не испытывали.

Как устроен северный храм 

В северных селах и городах часто строили не один храм, а целый ансамбль из двух или трех церквей, колокольни, бревенчатой ограды с воротами и угловыми башенками.

Главный сруб

В основе любой традиционной деревянной постройки — сруб, крепкие стены, сложенные из бревен. Центральный сруб — главный и самый большой объем в храме. Если смотреть сверху, он может быть прямоугольным (квадратным), восьмигранным и крещатым (в форме креста).

Ярусы

Храмы поднимались в высоту как бы «ступеньками», ярусами. Северные мастера строили шатры храмов и колоколен очень высокими именно для красоты, а не «для пользы». Как поэт говорил, «чтобы чаще Господь замечал».

Лемех

Луковичные главки деревянных церквей и часовен укреплялись на шейках и крылись лемехом — небольшими дощечками, которые укладывались друг на друга внахлест, как черепица. Нижнему краю лемеха придавали разную форму — край делали ступенчатым (городчатый лемех), треугольным или округлым.

Главки

Северные храмы — многоглавые. Церкви часто венчали не одна, а несколько главок-маковок-луковок.

Прирубы

К главному срубу иногда присоединяли обходные галереи и прирубы алтаря и трапезной — срубы пониже основного.

Типы храмов Русского Севера

(1)

Нажмите чтобы перевернуть

(2)

Нажмите чтобы перевернуть

(3)

Нажмите чтобы перевернуть

(4)

Нажмите чтобы перевернуть

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Фотогалерея Михаила Прохорова

Скачать и распечатать

Благодарим за помощь в подготовке статьи и за предоставленные материалы организации, которые занимаются сохранением святынь Русского Севера:

Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (obsheedelo.ru)

Проект «Вереница» (verenitsa.ru).

Иллюстрации Зинаиды Тодоровой и Михаила Маякова

Меню сайта

Помочь Фоме