Патриаршая литургия в Пекине на территории Российского посольства, кстати, самого большого в мире, и исторически расположенного на месте духовной миссии России, — событие уникальное. Никогда прежде в истории Китая такого не было. Соотечественники в полном семейном составе, с множеством детей самого разного возраста — от грудничков до вполне себе самостоятельно ходящих, задолго до богослужения уже занимают самые удобные места — и чтобы помолиться, и чтобы хорошо видеть Предстоятеля. Исповедующихся не так много, но очередь к священнику заметна. Поодаль суетятся дети и воспитатели воскресной школы: в последний раз повторяют «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», репетируют стихи и фразы, которыми будут встречать высокого гостя.
Поодаль ото всех стоит группа китайцев. Женщины — в платочках на головах и с крестами. К России они имеют сегодня достаточно опосредованное отношение, и проход на территорию посольства для них был строго по спискам, которые даже пришлось согласовывать в местном Госуправлении по делам религий. Они — потомки тех самых албазинских казаков, которых пленных привезли в Китай в конце 17 века, и благодаря которым русское православие и стало распространяться в Поднебесной.
Русский язык сегодня из десятка албазинцев знают единицы. Чтение Евангелия на-китайском приободряет многих из них, а на патриаршее Приветствие «Христос Воскресе» негромко отвечают на своем «Ти ду фу фола. Чендо фу фола». Некоторая отстраненность, которая ощущается в них в начале литургического действа, полностью исчезает со словами соболезнования Предстоятеля о жертвах китайского наводнения, которое здесь, в центральной части КНР, случилось на днях. Глаза туманятся слезами, но православные китайцы все еще пытаются «держать марку». Эмоции берут свое уже позже — на отдельной встрече Патриарха Кирилла с ними.
Последний раз московского гостя они видели 12 лет назад, когда еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, он приезжал с визитом в страну. Нынешнюю встречу они ждали с нетерпением. Прежде всего, для того, чтобы поблагодарить теперь уже Патриарха Московского и всея Руси за все те усилия, которые все эти годы делала Русская Православная Церковь, чтобы поддержать православную веру в стране.
Старшая дочь последнего китайского епископа, умершего в 2003, вспомнила, как перед смертью ее отец завещал и наказывал ей, чтобы то ни было, беречь и хранить веру предков. Китаец, назвавший себя русским именем Василий, специально к приезду Патриарха приготовил ценный подарок — собственноручно сделанный альбом, в котором фотографии с прошлого приезда митрополита Кирилла. Чан Дчу Дье, или проще — Алексей из Харбина, едва сдерживает слезы, рассказывая, как поруганы на его родине православные храмы, как многие закрыты и превращены в светские заведения. «У меня тоже есть «китайская мечта», — эмоционально заявляет китаянка Матрона (!). — Моя — чтобы в Китае наконец-то стали действовать православные храмы, и верующие могли свободно совершать свои обряды». В этот момент все взоры устремляются на Патриарха Кирилла. Он — их единственная и последняя надежда. Тем более, в свете последних встреч Предстоятеля Русской Церкви с главой КНР и директором государственного управления по делам религий, на которых были подняты темы китайского православия в стране.
Фото Милены Фаустовой.
Читайте также:
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 1
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 2