-
Симон Ушаков
Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова.
Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно.
Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно.
-
Михаил Нестеров
Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде.
Нестеров — не прямой последователь русской академической школы, он еще и новатор в живописи. Как и многие художники его времени, он увлекался древнерусским искусством — и вместе с тем искал разные ходы по преломлению традиции. Его работы — это плод двухсот лет русской школы, шагнувшей в новое время, в XX век.
-
Борис Кустодиев
Очень незаурядный, интересный художник, тоже сохранивший в своих работах обаяние дореволюционной России. Его картины — как миражи о России, выполненные то с легкой (но всегда доброй) сатирой, то с легкой печалью. По его работам мы можем ясно представить будни и праздники той России. Его московские улицы, его типаж русской женской красоты – это все не надуманное, а очень остро им подмеченное и выхваченное из жизни.
У Кустодиева непростая судьба: его мучила болезнь позвоночника, и последние свои работы он писал практически лежа — это была его борьба за возможность творить. И я все время удивляюсь, сколько легкости, радости и любви к людям он вложил в свои картины.
-
Михаил Врубель
Врубель писал, что призвание художника — будить современников величественными образами духа. И это не просто красивый оборот речи, это очень сильная задача для художника, которую Врубель исполнял в каждом своем произведении.
В каждой его картине есть какой-то нерв, и их можно рассматривать, наверное, всю жизнь — так много в них вложено.
Из-за цикла произведений Врубеля на тему лермонтовского «Демона» многие говорили и говорят о доле демонической эстетики в его творчестве. Лично я не разделяю этих взглядов. Для меня Врубель — невероятно талантливый художник с абсолютным чувством красоты.
Врубель — человек, который жил искусством. Он не заботился о каких-то насущных потребностях и жил всегда на копейки, потому что не умел торговаться, и деньги у него как появлялись, так и заканчивались.
Это художник, особняком стоящий в мире искусства. Его творчество не назовешь ни декадансом, ни русским модерном, хотя под все эти определения он вроде бы и подходит. Вместе с тем он больше, чем представитель того или иного направления.
-
Василий Суриков
Сурикова трудно сравнить с другими художниками-современниками, хотя в то время было множество виртуозных художников и на Западе, и в России. Еще с тех лет, когда я начал осмысленно смотреть монографии художников, меня удивляло, что Сурикову, при каких-то незначительных подготовительных набросках, иногда даже очень слабых портретах и этюдах, всегда удавалось выйти на какой-то грандиозный образ в большой картине.
Мне кажется, что на Сурикова, в общем-то не одаренного ни виртуозностью живописца, ни тонкостью художников, которые творили в его время, сходило какое-то озарение. В его картинах есть тот же нерв, что и у русских композиторов, его талант — симфонический, он писал картины-симфонии.
Это художник, который донес до нас свое понимание очень важных исторических событий. Его картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» — живые иллюстрации, которые сразу всплывают в памяти при упоминании об эпохах церковного раскола и царствования Петра I. Его картины — наше большое достояние, их знает каждый школьник.
Конечно, пьедестал выдающихся художников на этом не заканчивается. Их гораздо больше, чем пять или даже десять человек, и невозможно не упомянуть о Васнецове, Левитане, Коровине, Головине, Бенуа, Добужинском и многих других. Это такие имена, которые создали атмосферу живописного искусства в России. В их творениях есть то, чего очень не хватает в искусстве сейчас, и я думаю, что выставки этих художников будут обречены на не менее длинные очереди, чем очередь к Валентину Серову.
Фото Сергея Бобылева/ТАСС