Перейти на полную версию страницы

«Живоподобное письмо»: что это такое?

Вглядитесь в этот образ XVII ве­ка — Киккскую икону Богоматери. Мы видим мастерски написанные лики Богородицы и младенца Христа — мягкие, теплые, светоносные. Они исполнены кротости и смирения. Изображение не так условно, как на иконах Рублева или Дионисия, более телесное, осязаемое, объемное. И в то же время мы понимаем, что на иконе изображен горний мир.

Это и есть живоподобие — уникальный стиль русского искусства. Его создал царский изограф Симон Ушаков. Многие годы он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты.

Киккская икона Божией Матери, 1668

Ушаков не был революционером. Напротив, он хотел вернуться к древним традициям православного искусства. Слово «живоподобие» мы встречаем в трактате иконописца Иосифа Владимирова.

Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными».

Ушаков стремился выразить евангельские смыслы, передать облик Христа, Богоматери, святых, исходящий от них Божественный свет. И образы действительно получались живыми. Мастер работал в очень сложной технике. Он накладывал множество слоёв полупрозрачной темперы, добивался объема, сияния и особой гладкости образа — на иконах совсем не видно движения кисти.

У Симона Ушакова, как главы иконописцев Оружейной палаты, было много последователей — и в столице, и за её пределами. Наиболее талантливыми среди них были Кирилл Уланов и Тихон Филатьев.

В эпоху Петра I живоподобную манеру начало теснить академическое письмо. Сейчас имя Симона Ушакова, не столь известно, как имена Рублева и Дионисия. Между тем его наследие стоит изучить всем, кто любит русскую иконопись.

Меню сайта

Помочь Фоме