Перейти на полную версию страницы

Зачем нужно посредничество святых?

Вопрос читателя: 

Объясните, пожалуйста, зачем посредничество святых?

К примеру, я прошу у Бога нечто, Он не даёт мне желаемое, значит, обращаясь к какому-нибудь, святому я ставлю под сомнение решение Бога? Или, если я обращаюсь изначально к святому, почему я изначально не обратился к Cоздателю?

Если я обращаюсь постоянно к какому-нибудь святому, не создаю ли я себе кумира?

Всеволод

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев:

Всеволод, здравствуйте!

Спасибо вам за вопрос. Действительно, если человек создает некий «пантеон» из святых, в котором назначено, какому святому в каком случае молиться — когда голова болит или ноги — то это язычество и оскорбление Бога, «дивного во святых Своих» (см Пс. 67:36). Люди, которые таким образом «почитают» святых, зачастую не знают их житий и относятся к ним ровным счетом никак. Действительно, как к безликим кумирам.

Давайте посмотрим, что говорит Библия о ходатайстве святых перед Богом. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?..» (1Кор. 6:2), говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Следует, правда, добавить, что святыми он именует всех христиан. А в следующем стихе он говорит, что мы будем судить ангелов, что уж совсем страшно себе представить. Книга Откровения Иоанна Богослова говорит нам о молитвенном ходатайстве святых перед престолом Божиим: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). 

Апостол Петр обещает заботиться о христианах по окончании своей земной жизни: «зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1: 14-15).

Всмотримся в слова апостола Иакова: «...признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). О чем эти слова? Мы — Церковь — «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Наша молитва — это проявление любви друг ко другу во Христе. Молитва друг со другом, и друг за друга — это вовсе не список просьб, которые мы адресуем Богу, потому что «...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Так, что если мы просим друг друга о молитве — это конечно не значит, что мы решили совместно «переубедить» Бога по какому-либо поводу.

Молитва — это общение любви. Молитва святых о нас — это наше единение с нашими старшими братьями и сестрами, с нашими небесными друзьями, которые уже прошли путь, по которому мы идем. И мы просим их наставничества, чтобы научиться их добродетелям, как и апостол Павел учит нас: «...подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16), «подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17),  «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И конечно мы просим их, чтобы они, царствующие со Христом, молились о нас, потому что много может молитва праведного.

О святых рекомендую Вам прочесть следующие материалы:

Святые – зачем нам нужны такие Божьи “проводники”?

Кто такие святые?

10 ликов святости. Инфографика

Храни вас Господь!

Фото Анастасия Ситникова

Меню сайта

Помочь Фоме