Перейти на полную версию страницы

Воскресенье, 5 декабря 2021 года: что будет в храме?

В этот день Церковь продолжает праздновать память Введения во храм Пресвятой Богородицы. Также на 5 декабря приходится память святого князя Михаила Тверского, апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа, праведного Михаила, воина Болгарского (которого часто путают с Георгием Победоносцем) и более десяти новомучеников.


Воскресенье, 5 декабря 2021 года, попразднество Введения

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 5 декабря.


• Подробнее о празднике Введения читайте в нашей рубрике.

Что такое попразднество?


Святые дня

Апостолы от 70-ти епископ Филимон, епископ Архипп и равноапостольная Апфия (I)

Слушайте житие святых на радио "Вера".

Благоверный князь Михаил Тверской (1318)

Краткое житие святого врага земли Московской читайте в нашем материале.

Благоверный князь Яропо́лк, во Святом Крещении Петр, Владимиро-Волынский (1086)

Сын Ки­ев­ско­го кня­зя Изя­с­ла­ва, внук Яро­сла­ва Муд­ро­го и пра­внук св. рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. От­ли­чав­ший­ся сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, ни­ще­лю­би­ем и бла­го­че­сти­ем, Яро­полк был ко­вар­но убит по про­ис­кам кня­зей Ро­сти­сла­ви­чей в 1086 г.

Мученица Кики́лия (Цеци́лия) и мученики Валериа́н, Тиву́ртий и Максим (ок. 230)

Свя­тая му­че­ни­ца Ки­ки­лия бы­ла рим­лян­кой из бо­га­то­го и знат­но­го ро­да. Она с юно­сти вос­при­ня­ла хри­сти­ан­скую ве­ру и усерд­но мо­ли­лась, по­мо­га­ла нуж­да­ю­щим­ся. Ро­ди­те­ли ре­ши­ли вы­дать её за­муж за языч­ни­ка Ва­ле­ри­а­на. Свя­тая не осме­ли­лась пе­ре­чить во­ле ро­ди­те­лей, но мо­ли­лась Бо­гу, чтобы ее же­них уве­ро­вал во Хри­ста. Кикилия уго­во­ри­ла же­ни­ха пой­ти с ней к епи­ско­пу Ур­ба­ну, скры­вав­ше­му­ся от го­не­ний в пе­ще­ре. На­став­ле­ния муд­ро­го стар­ца про­ник­ли в ду­шу Ва­ле­ри­а­на, и он уве­ро­вал во Хри­ста и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство и сво­е­го бра­та Ти­вур­тия.

Читать далее

Пра­ви­тель Ам­мах, узнав об этом, по­тре­бо­вал, чтобы свя­тые от­рек­лись от Хри­ста и при­нес­ли жерт­вы язы­че­ским бо­гам. Бра­тья от­ка­за­лись. То­гда их стали мучить. Свя­той Ва­ле­ри­ан под пыт­ка­ми убеж­дал хри­сти­ан не пу­гать­ся мук.

Пра­ви­тель, же­лая из­бе­жать вли­я­ния про­по­вед­ни­ка на на­род, при­ка­зал вы­ве­сти их за пре­де­лы го­ро­да и там каз­нить. От­ря­дом во­и­нов, со­про­вож­дав­ших му­че­ни­ков, ко­ман­до­вал Мак­сим. Его по­ра­зи­ло му­же­ство свя­тых. Он спро­сил, по­че­му они не бо­ят­ся смер­ти. Свя­тые бра­тья от­ве­ти­ли, что они остав­ля­ют вре­мен­ную жизнь ра­ди жиз­ни веч­ной. Мак­сим за­хо­тел по­дроб­но узнать уче­ние хри­сти­ан. Узнав об этом, свя­тая Ки­ки­лия при­шла к Мак­си­му со свя­щен­ни­ком, и он со всей се­мьей при­нял Свя­тое Кре­ще­ние.

Ко­гда на сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ков Ва­ле­ри­а­на и Ти­вур­тия обез­гла­ви­ли, свя­той Мак­сим все­на­род­но ис­по­ве­дал, что он ви­дел, как их свя­тые ду­ши вос­хо­ди­ли к Небе­сам. За это ис­по­ве­да­ние свя­той му­че­ник Мак­сим был на­смерть умучан.

Пра­ви­тель хо­тел за­вла­деть име­ни­ем каз­нен­ных, но, узнав, что свя­тая Ки­ки­лия уже раз­да­ла все остав­ше­е­ся иму­ще­ство ни­щим и сво­ей про­по­ве­дью об­ра­ти­ла в хри­сти­ан­ство 400 че­ло­век, при­ка­зал каз­нить ее.

Свернуть

Мученик Проко́пий Кесарийский (Палестинский) (303)

Про­ко­пий был чте­цом в Иеру­са­лим­ской церк­ви. Он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, за что получил от Гос­по­да дар из­го­нять бе­сов. Обезглавлен за от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам.

Мученик Мени́гн (250)

Был про­стым ре­мес­лен­ни­ком. Два­жды в сво­ей жиз­ни он слы­шал глас с Неба, при­зы­вав­ший его по­стра­дать за Хри­ста. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) про­изо­шло чу­до: хри­сти­ан вы­вел из тем­ни­цы Ан­гел. Вспом­нив Небес­ный при­зыв по­стра­дать за Хри­ста, он тут же разо­рвал ви­сев­ший на пло­ща­ди указ нече­сти­во­го Де­кия, пред­пи­сы­вав­ший пре­сле­до­вать хри­сти­ан, и объ­явил се­бя по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста. За это был схва­чен и по­сле же­сто­ких пы­ток обез­глав­лен.

Преподобный Ага́вва Исмаильтянин (V)

Оста­вив свое оте­че­ство, ро­ди­те­лей и бо­гат­ства, он по­сле­до­вал за ино­ком, от ко­то­ро­го при­нял мо­на­ше­ский об­раз. На­став­ник свя­то­го Агав­вы от­пра­вил­ся вме­сте с ним к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ев­се­вию: у него свя­той Агав­ва на­учил­ся пре­бы­вать дол­гое вре­мя в мо­лит­вен­ном бодр­ство­ва­нии. По смер­ти бла­жен­но­го Ев­се­вия свя­той Агав­ва остал­ся в его кел­лии и там про­жил 38 лет. Как по­движ­ник, он пред­став­лял при­мер муд­ро­лю­бия и по­слу­ша­ния.

Праведный Михаил воин, болгарин (866)

Из чис­ла пер­вых хри­сти­ан Бол­га­рии, жил во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла III Пья­но­го (855–867). Про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го бол­гар­ско­го ро­да. Еще ре­бен­ком его на­зы­ва­ли "свя­тое ди­тя". С юно­сти он вел непо­роч­ную жизнь, по­стил­ся, щед­ро раз­да­вал по­да­я­ние и по­се­щал боль­ных. 24-х лет свя­той Ми­ха­ил был по­став­лен на­чаль­ни­ком над во­ин­ской дру­жи­ной. Ко­гда со­юз­ни­ки бол­гар, гре­ки, бе­жа­ли с по­ля сра­же­ния, он пал на зем­лю и со сле­за­ми мо­лил­ся о спа­се­нии хри­сти­ан. По­том он по­вел сво­их во­и­нов на вра­га. Во­рвав­шись в се­ре­ди­ну вра­же­ских ря­дов, он раз­ме­тал их, а сам остал­ся невре­дим.

Воз­вра­ща­ясь до­мой по­сле вой­ны, он из­ба­вил жи­те­лей од­но­го го­ро­да в Ра­иф­ской пу­стыне от гро­мад­ной змеи, вы­хо­див­шей из озе­ра и по­едав­шей де­тей.

Новомученики и исповедники земли Русской

Священномученик Владимир Рясенский (1932)

Слушайте житие святого на радио "Вера".

Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский

Ро­дил­ся в 1874 го­ду в Пол­тав­ской гу­бер­нии, про­ис­хо­дил из кня­же­ско­го ро­да и был по­том­ком свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. До 1917 го­да со­сто­ял на го­судар­ствен­ной служ­бе. Дру­жил с пи­са­те­лем Сер­ге­ем Ни­лу­сом. В 1924 го­ду от­пра­вил­ся в Зве­ри­нец­кий скит и при­нял там мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Иоасаф. В 1926 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де иеро­мо­нах Иоасаф (Же­ва­х­ов) был ру­ко­по­ло­жен в епи­скоп­ский сан мит­ро­по­ли­том Ни­же­го­род­ским Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). В тот же год он был аре­сто­ван и от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь, где на­хо­дил­ся 3 го­да. По­сле он от­бы­вал та­кой же срок ссыл­ки в На­рым­ском крае. С 1936 года был от­прав­лен на по­кой и по­се­лил­ся в Бел­го­ро­де. Здесь он был аре­сто­ван по­след­ний раз и при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в день вы­не­се­ния, 4 де­каб­ря 1937 го­да, в Кур­ске.

Священномученик Иоанн Баранов

Иван Сам­со­но­вич Ба­ра­нов ро­дил­ся в 1874 го­ду на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Бе­ла­рус­и, в се­ле Руд­ня-При­быт­ков­ская Го­мель­ской гу­бер­нии. С 1895 по 1911 год он слу­жил учи­те­лем, а в 1911 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея. Отец Иван слу­жил на при­хо­де се­ла Го­ло­ви­чи неда­ле­ко от ме­ста рож­де­ния с 1914 по 1933 год, по­сле че­го был аре­сто­ван и осуж­ден на пять лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. На­хо­дясь в ссыл­ке, ано­ним­но пи­сал в га­зе­ту "Спут­ник аги­та­то­ра" пись­ма апо­ло­ге­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра в от­вет на пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся в ней ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные ста­тьи, за что и был по­втор­но аре­сто­ван в 5 но­яб­ря 1937 г. Об­ви­не­ние: си­сте­ма­ти­че­ская ан­ти­кол­хоз­ная про­па­ган­да". 20 но­яб­ря он был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу.

Священномученик Василий Бова

Ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Кур­гане То­боль­ской гу­бер­нии. Окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1909–1914 гг. слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме в се­ле Но­во­ураль­ском Ак­мо­лин­ской об­ла­сти. В 1915 го­ду пе­ре­ве­ден пса­лом­щи­ком в Ма­рие-Маг­да­лин­скую цер­ковь в го­ро­де Пет­ро­пав­лов­ске. В 1920 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея, слу­жил в се­ле По­лу­ди­но в Се­вер­ном Ка­зах­стане. С 1929 го­да жил в Пет­ро­пав­лов­ске, по­се­щал Ни­коль­скую цер­ковь, ко­то­рая в то вре­мя бы­ла опло­том Пра­во­сла­вия в го­ро­де. Аре­сто­ван 6 но­яб­ря 1937 го­да, об­ви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти». Ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 4 де­каб­ря того же го­да.

Священномученик Павел Евдокимов

Ро­дил­ся в се­ле Оча­ко­во Зу­бо­по­лян­ско­го рай­о­на Там­бов­ской об­ла­сти 17 ав­гу­ста 1877 го­да. Об этом свя­щен­но­му­че­ни­ке из­вест­но ма­ло, слу­жил он в од­ной из церк­вей го­ро­да Выш­ний Во­ло­чек, в этом го­ро­де его и аре­сто­ва­ли 25 но­яб­ря 1937 го­да. 2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти об­ви­ни­ла свя­щен­ни­ка в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 4 де­каб­ря от­ца Пав­ла Ев­до­ки­мо­ва рас­стре­ля­ли.

Священномученик Иаков Соколов

Ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Ти­мо­но­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. В 1914 го­ду мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий (Нев­ский) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на, а в 1921 го­ду епи­скоп Дмит­ров­ский Се­ра­фим (Звез­дин­ский) – в сан свя­щен­ни­ка.

В 1930 го­ду за неис­пол­не­ние за­да­ния по хле­бо­за­го­тов­кам вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. От­цу Иа­ко­ву, од­на­ко, уда­лось до­ка­зать свою неви­нов­ность, и по­сле один­на­дца­ти ме­ся­цев за­клю­че­ния по ре­ше­нию Мос­ков­ско­го об­ласт­но­го су­да его осво­бо­ди­ли.

27 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти сно­ва аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что к свя­щен­ни­ку до­мой при­хо­дят ве­ру­ю­щие из дру­гих при­хо­дов (при этом ок­на до­ма за­кры­ва­ют­ся став­ня­ми) и что он вы­ска­зы­вал враж­деб­ные взгля­ды по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти.

Был рас­стре­лян 4 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Священномученик Феодор Гусев

Осужден за антисоветскую деятельность и расстрелян 4 декабря на полигоне Бутово.

Священномученик Илия Громогласов

Слушайте житие святого на радио "Вера".

Священномученик Алексий Бенеманский

Родился 6 января 1881 г. в с. Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии в семье сельского священника. В 1904 г. рукоположен во священника и служил в тверском женском монастыре Рождества Христова. Несмотря на запрет со стороны властей, стал преподавать в монастыре Закон Божий. Во время гражданской войны в 1920 г. арестован и мобилизован на тыловые работы. Был ближайшим помощником Петра (Зверева), епископа Старицкого, по его благословению много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество, принести покаяние.

С 1922 по 1926 год находился в ссылке как противник обновленческого движения. По возвращении из ссылки не прекращал своей борьбы с обновленцами.

В 1929 г. народный суд возбудил против о. Алексея Бенеманского дело по обвинению в сокрытии от описи церковных ценностей. 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского и ряд других клириков Тверской епархии к высылке в Казахстан. В 1935 г. о. Алексий вернулся в Калинин и воссоединился с семьей. К тому времени дети уже выросли.

Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой Тверским архиепископом Фаддеем. Расстрелян 4 декабря 1937 года в городе Калинине. Место его захоронения неизвестно.

Священномученик Афанасий Милов

Ро­дил­ся в 1877 в се­ле Сол­дат­ское Ниж­не­ло­мов­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Он за­кон­чил 3-класс­ную шко­лу в род­ном се­ле. До 1930 го­да отец Афа­на­сий слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Щу­чьем (совре­мен­ный Мам­лют­ский рай­он Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти).

Отец Афа­на­сий Ми­лов был аре­сто­ван 28 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, вы­ра­зив­шей­ся в на­ме­ре­нии «бой­ко­ти­ро­вать вы­бо­ры в Вер­хов­ный Со­вет». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. Был рас­стре­лян. Ме­сто по­гре­бе­ния его неиз­вест­но.

Священномученик Иоанн Смирнов

Ро­дил­ся 12 но­яб­ря 1872 го­да в де­ревне Па­хо­мо­во Пле­ще­ев­ской во­ло­сти Твер­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца хле­бом. О его жиз­ни до ре­во­лю­ции из­вест­но ма­ло, мы зна­ем толь­ко, что с 1895 по 1899 он слу­жил в Цар­ской Ар­мии.

В 1922 го­ду епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров) ру­ко­по­ла­га­ет Ива­на Яко­вле­ви­ча в сан диа­ко­на, и он на­чи­на­ет слу­жить в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. В 1927 го­ду от­ца Ива­на аре­сто­вы­ва­ют и об­ви­ня­ют в «ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де, про­па­ган­де сре­ди цер­ков­ни­ков мыс­ли об из­бра­нии пат­ри­ар­хом ан­ти­со­вет­ско­го де­я­те­ля мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла». Сле­ду­ет при­го­вор: 3 го­да ссыл­ки в Си­бирь. После ссылки се­лит­ся в го­ро­де Вла­ди­ми­ре, где слу­жит в Ни­ко­ло-Го­род­ской церк­ви.

3 но­яб­ря 1931 го­да от­ца Иоан­на сно­ва аре­сто­вы­ва­ют, при­пи­сы­ва­ют ему «уча­стие в к/р груп­пе цер­ков­ни­ков, близ­ких еп. Афа­на­сию (Са­ха­ро­ву), а/с сбо­ри­ща, по­мощь за­клю­чен­ным и ссыль­ным". По­сле 4 ме­ся­цев со­дер­жа­ния под след­стви­ем, аре­сто­ван­но­го вы­пус­ка­ют. Где-то в это вре­мя от­ца Ива­на ру­ко­по­ла­га­ют в сан свя­щен­ни­ка и он про­дол­жа­ет слу­жить в Ни­ко­ло-Го­род­ской церк­ви го­ро­да Вла­ди­ми­ра.

Сле­ду­ю­щий арест со­сто­ял­ся 26 ап­ре­ля 1936 го­да. Свя­щен­ник Иоанн Смир­нов про­хо­дит по од­но­му де­лу с ру­ко­по­ла­гав­шим его епи­ско­пом Афа­на­си­ем (Са­ха­ро­вым) и при­го­ва­ри­ва­ет­ся к ссыл­ке в Ка­зах­стан. В се­ле Ма­рьев­ка Тон­ке­рей­ско­го рай­о­на Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти ссыль­ный свя­щен­ник ра­бо­та­ет на мас­ло­за­во­де.

24 но­яб­ря 1937 го­да от­ца Иоан­на аре­сто­вы­ва­ют в ссыл­ке. "На­хо­дясь в ссыл­ке в Ка­зах­стане, под­дер­жи­вал свя­зи с ссыль­ным епи­ско­па­том, за­ни­мал­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей" – на­пи­са­но в об­ви­не­нии.

4 де­каб­ря 1937 го­да свя­щен­но­му­че­ник Иоанн был рас­стре­лян. Ме­сто по­гре­бе­ния его неиз­вест­но.

Преподобномученик Герасим (Мочалов)

Ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ма­ри­ни­но Дмит­ров­ской во­ло­сти Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в сель­ской шко­ле.

6 сен­тяб­ря 1903 го­да Гри­го­рий Иг­на­тье­вич был при­нят в чис­ло по­слуш­ни­ков Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, по­слу­ша­ние про­хо­дил в сле­сар­ной ма­стер­ской; 13 де­каб­ря 1906 го­да он был за­чис­лен в брат­ство оби­те­ли, а 2 ап­ре­ля 1908 го­да – по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ге­ра­сим. В 1910 го­ду мо­нах Ге­ра­сим был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в 1920‑ом – во иеро­мо­на­ха.

Был аре­сто­ван 27 но­яб­ря 1937 го­да, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и обвинен в антисоветской деятельности. Лже­сви­де­те­ли под­пи­са­ли необ­хо­ди­мые след­ствию про­то­ко­лы до­про­сов, был рас­стре­лян 4 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Преподобномученики Евти́хий (Диденко), Авени́р (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров)

Монахи Оптиной пустыни, которые после закрытия монастыря в 1923 году снимали квартиру в г. Козельск и зарабатывали на жизнь шитьем и подсобной работой. Арестованы в 1937 году, обвинены в организации антисоветских собраний и уклонении от уплаты налогов. Свою вину не признали. Расстреляны 5 декабря и погребены в общей могиле.

Исповедница Параске́ва (Матиешина) (1953)

Родилась 28 октября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской семье. У неё рано появилось желание пойти в монастырь. Родные запретили ей об этом думать и нашли жениха. Но Параскева объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. Молодой человек последовал ее примеру, уехал на Афон и принял монашеский постриг.

Епископ Дмитровский Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь. 27 ноября 1921 года инокиня Параскева была посвящена владыкой по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. 27 мая 1931 года инокиня Параскева была арестована и приговорена к высылке в Казахстан.

Инокиня Параскева скончалась 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: "Будьте смиренны, Христу Спасу подобны".


Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы говорили о сугубой ектинии, возглашаемой после чтение Апостола. После сугубой ектении (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) читается следующая ектения об усопших, при открытых царских аратах и с кадильницей:

Текст ектении

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Бсзсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Царские врата закрываются

Свернуть

На сугубой ектении, произносимой до ектении об усопших, мы молимся о здравии и спасении всех людей: властей, воинства, духовенства, трудящихся и всех «зде стоящих» (пришедших на службу). И тут молитва об усопших выглядит логичным её продолжением — мы молимся не за мертвых, а за полноценных членов Церкви, пребывающих в мире ином.

Молитва за усопших — это выражение нашей любви к Богу, желания быть с Ним в вечности, а значит, быть и с теми, кого мы продолжаем любить, несмотря на то, что они уже покинули этот мир и переселились в мир иной. В сердечной, искренней, горячей молитве мы воссоединяемся с ними, потому что Бог видит и слышит нас всех — и здесь, на земле, и там, в вечности.


Евангельские чтения:

Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21

Читать отрывок

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: "что мне делать? некуда мне собрать плодов моих". 18 И сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". 20 Но Бог сказал ему: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Свернуть

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 1 — 15

Читать отрывок

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
  до ада низвергнешься.

Свернуть

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Апостольские чтения:

Послание к Ефессянам, глава 2, стихи 14 — 22

Читать отрывок

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Свернуть

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Послание к Филимону, глава 1, стихи 1 — 25

Читать отрывок

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, 5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, 6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. 7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. 8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; 10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; 12 ты же прими его, как мое сердце. 13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. 15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, 16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. 17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. 21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. 22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. 23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, 24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. 25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

Свернуть

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Меню сайта

Помочь Фоме