Перейти на полную версию страницы

Воскресенье, 20 июня 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего воскресного дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 20 июня.


Воскресенье, 20 июня 2021 года, день Святой Троицы

Через 50 дней после Воскресения Христова, 20 июня 2021 года, мы празднуем «день рождения» нашей Церкви — праздник Сошествия Святого Духа.

В народе этот день называют днем Святой Троицы, потому что в этот день открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. В тот день вместе с апостолами в Сионской горнице была Пресвятая Богородица. Они собрались, чтобы праздновать иудейский праздник Пятидесятницы — вспомнить, как Бог вывел свой народ из египетского рабства и даровал десять заповедей через Моисея. Произошло это на горе Синай как раз на пятидесятый день после Исхода.

После Сошествия Святого Духа открылась возможность проповедовать на разных языках, и вскоре апостолы отправились по всему миру благовествовать о Воскресшем Спасителе. Именно поэтому Пятидесятница называется «днем рождения» нашей Церкви — это один из двунадесятых праздников, важнейших после Пасхи.

20 июня — день мученической кончины архиепископа Пермского Андроника. В этот же день Церковь поминает 14 пермских священников и одного мирянина, дни кончины которых неизвестны, — мы обращаемся к ним в молитве 20 июня, в день памяти первого мученика-архиерея Пермской епархии Андроника. В разделе «Дни памяти святых» для вас собраны их краткие жития, и пусть они не покажутся слишком похожими — за каждым стоит удивительный путь к святости.

Подробнее о Святой Троице читайте в наших материалах:

Кто создал Церковь и как жили первые христиане? Какой Церковь была сразу после рождения? О чем проповедовали апостолы и почему им было трудно? Анализ исторических и духовных свидетельств в материале Тихона Сысоева.

• Как понять троичность Бога не богослову? В скольких Богов верят христиане? Что о Троице сказано в Библии? Сложнейшие аспекты таинственной Троицы в доступном изложении Игоря Цуканова.

• Рассказ об открытии отечественного и мирового искусствоведения, а также происхождении и местах работы прославленного иконописца Андрея Рублева в расследовании Натальи Иртениной.

Тропарь на День Святой Троицы

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак на День Святой Троицы

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.


День памяти святых

Мученик Феодот Анкирский и семь мучениц: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия (Евфросиния), Матрона и Иулия (303)

Кормчемник (содержатель гостиницы) Феодот прославился добродетельной жизнью и миссионерством в Анкире (современная Анкара). С началом жестоких гонений он укрывал у себя христиан от преследований, питал и одевал, выкупал заключенных, погребал тела мучеников. Когда все храмы в городе были закрыты, богослужения стали совершать в его гостинице. Он поднял со дна озера тела семи дев, проживших до старости в целомудрии, преданных истязаниям за веру и утопленных с привязанными на шею камнями. Сделал он это по повелению старшей из них, святой Текусы, которая явилась ему ночью и указала место. Он перенес останки к церкви и захоронил их. Правитель, узнав об этом, велел найти виновных, а тела мучениц извлечь из земли и сжечь. Родственник Феодота выдал его. Мученик отказался принести жертвы идолам и исповедал веру в Иисуса Христа. После пыток мученика на 15 дней заключили в темницу, затем снова истязали и казнили.

Священномученик Маркеллин, папа Римский (304)

Краткое житие епископа, отрекшегося от Христа из-за страха пыток, слушайте на радио «Вера».

Священномученики Маркелл, папа Римский, диаконы Сисиний и Кириак, мученики Смарагд, Ларигий, Апрониан, Сатурнин, воины Папий и Мавр, и Крискентиан, мученицы Прискиллы, Лукины и царевны Артемии (304–310)

О святых, пострадавших во время гонений императоров Максимиана и Диоклетиана, в том числе его дочери-христианке Артемии, слушайте на радио «Вера».

Мученицы Валерия (Калерия), Кириакия (Кирия) и Марии в Кесарии Палестинской (284–305)

Жительницы Кесарии приняли крещение и оставили языческий образ жизни. Они молились в уединенном месте и просили Бога прекращения гонений на христиан. Правитель принуждал их кланяться идолам, и за отказ предал их пыткам, во время которых мученицы скончались.

Прославление праведного Павла Таганрогского (8 ноября 1792 — 10 марта 1879)

Сын зажиточных дворян Стожковых Павел в 25 лет получил в дар долю наследства: около 300 душ крепостных отпустил на волю, земельные угодья продал, а деньги раздал бедным. После этого отправился в паломничество по святым местам. Через много лет этот он пришел в Таганрог и устроился обычным портовым грузчиком и разнорабочим у местных купцов.

Читать житие

Павел выполнял тяжелую работу усердно, изумляя окружающих. И никогда не пропускал церковные службы. В преклонных летах он оставил заработок и ежедневно после литургии отправлялся на базар. Уже тогда многие знали его как прозорливца. По его молитвам происходили исцеления болящих. Как и многим святым, Господь открыл ему день кончины и он написал родным просьбу приехать на похороны. После смерти Павла Таганрогского на его могиле построили часовню, местное прославление 20 июня 1999 года сопровождалось многими чудесами. С 2016 года праведный Павел включен в месяцеслов для общецерковного почитания.

Свернуть

Собор святых Ивановской митрополии

Большинство из нескольких десятков святых, вошедших в Собор в 2015 году, прославлены в лике мучеников и священномучеников ХХ века.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (1 августа 1870 — 20 июня 1918)

Епископ Андроник сам вырыл себе могилу перед расстрелом. Когда она была готова, попросил помолиться. Палачи разрешили. Архиепископ минут десять молился, затем повернулся ко всем четырем сторонам, благословил свою пермскую паству и сказал:

— Я готов.

Читать житие

— Я расстреливать не буду, а живым буду закапывать, пока не снимешь постановления, — заявил Жужгов. Архиепископ ответил, что никогда не сделает этого. И палачи стали забрасывать его землей. Жужгов несколько раз выстрелил. Тело святителя было неподвижно. Платунов выстрелил еще два раза, Жужгов один раз — в голову, и начали закапывать.

После казни палачи разделили оставшиеся от архипастыря вещи: чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку.

Свернуть

Краткое житие одного из самых решительных епископов в борьбе с революционерами слушайте на радио «Вера».

Священномученик Александр Осетров (1895 — 1918)

Служил в Никольском храме села Телёс Пермской губернии. Он был изрублен шашками и расстрелян осенью 1918 года большевиками. 17 марта 1919 года его останки перезахоронили в ограде женского Успенского монастыря в Перми.

Священномученик Валентин Белов (1891 — 1918)

Родился в семье диакона, окончил духовное училище, служил псаломщиком и законоучителем. Пожелав служить Церкви в священном сане, Валентин выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 года был рукоположен епископом Пермским Андроником (Никольским). Был регентом и руководителем певческих курсов. С 1 января 1917 года диакон Валентин был переведен к Спасо-Преображенскому пермскому собору и служил на архиерейских службах. После мученической кончины архиепископа Андроника диакон Валентин был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода, рукоположен и 17 декабря отправлен туда служить. Но через несколько дней был изрублен шашками и расстрелян большевиками.

Священномученик Вениамин Луканин (20 марта 1875 — 1918)

Краткое житие пермского священника и учителя слушайте на радио «Вера».

Священномученик Виктор Никифоров (189? — 1918)

Сын диакона Пермской епархии Николая Федоровича Никифорова окончил семинарию в 1917 году. 20 февраля 1918 года он был определен священником ко храму святых апостолов Петра и Павла села Комаровского Осинского уезда Пермской губернии и рукоположен. В июле он был расстрелян.

Священномученик Александр Махетов (1868 — 1918)

После окончания семинарии несколько лет трудился учителем, в 1894 был рукоположен в диакона и после экзамена в в 1902 года назначен священником Троицкой церкви села Лёнва (ныне в черте города Березняки) Соликамского уезда и назначен законоучителем в женское училище в том же селе.

Осенью 1918 года священник Александр Махетов был арестован большевиками. Они пригвоздили его левую руку, а в правую дали крест. После этого мучители стали колоть его штыками и затем расстреляли.

Священномученик Владимир Белозеров (1869 — сентябрь 1918)

Почти 30 лет служил священником в храмсах Пермской епархии. Последним местом служения был Благовещенский собор Кунгура. Отец Владимир был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года.

Священномученик Игнатий Якимов (24 января 1872 — 24 июля 1918)

«Ради каких-то трех-четырех моих недоброжелателей я не намерен уходить из прихода... 20 ноября... исполнится четырнадцать лет, как я священствую в сем приходе и знаю взрослых словесных моих овец не только в лицо, но и по голосу, так куда же я пойду без „боя“ из сего прихода.» Отец Игнатий выступил против грабежа казенных лесов и вступился за обижаемых крестьян в период безвластия 1917 — 1918 года. Он предложил дождаться решения Учредительного собрания и после него уже решать земельные вопросы. Некоторые крестьяне были довольны, что он выступил в их защиту, но другие написали епископу Андронику просьбу прислать нового священника и требовали у совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов привлечь его к суду за контрреволюционную деятельность.

Читать житие

После окончания училища два года Игнатий был послушником, после курсов псаломщиков служил несколько лет в разных храмах, а с 6 июня 1899 года — диаконом, законоучителем и учителем пения. Тогда же начал трудиться в попечительстве о народной трезвости в Чердынском уезде.

2 ноября 1903 года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова села Чураки Чердынского уезда, законоучителем в земское училище и заведующим церковно-приходской школой. В 1913 году отец Игнатий был назначен духовником округа, в 1916 году — благочинным.

В октябре 1917 года отцу Игнатию пришлось давать письменные объяснения по поводу жалобы на него. «В приговоре написано так: „Священник проповедует недоверие к местной администрации“. (Если граждане избирают на должность председателя Волостного комитета и Продовольственного комитета изменника Отечества, на должность секретаря принимают вора, если... рубят казенный лес и тем подают худой пример другим, то какое может быть доверие к упомянутым административным лицам?) Далее. „Препятствует наделению граждан Чураковской волости казенной землей“. Не препятствую, повторяю я, а прошу и уговариваю граждан Чураковского прихода, чтобы они не рубили казенный лес и не расчищали казенные места под пашню впредь до вырешения сего вопроса на Учредительном собрании и до возвращения солдат с войны...»

Староста Христорождественского храма села Чураки на допросе показал: «Я, церковный староста, заявляю, что священник отец Игнатий Якимов человек хороший, в течение четырнадцати лет ничего от него худого не видали и не слыхали. Никаких выступлений с его стороны не было. Обвинение его в этом является потому, что он заступается за нас, бедных, не дает нас в обиду». Тут же на допросе староста дал поручительство за священника, чтобы власти не подвергали пастыря аресту. «Ручаюсь своим имуществом в том, что священник Игнатий Дмитриев Якимов не уклонится от суда и не будет допускать контрреволюционных выступлений», — написал он.

Священник был освобожден из-под стражи, и формальное следствие на основании многочисленных показаний свидетелей подтвердило его невиновность.

24 июля 1918 года священник Игнатий Якимов был арестован вошедшим в село Чураки отрядом большевиков-карателей и расстрелян.

Свернуть

Священномученик Михаил Денисов (1869 — сентябрь 1918)

Отец священномученика Михаила священник Фотий умер, когда мальчику было четыре года. Отец Фотий служил в Георгиевской церкви села Пятигоры Чердынского уезда, где и родился Михаил. Именно этот храм стал последним местом его служения — здесь священномученик Михаил был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года после 7 лет служения в священном сане и 21 года учительства.

Священномученик Николай Онянов (27 ноября 1862 — сентябрь 1918)

Сын крестиянина Николай имел большие способности и, окончив училище первым учеником, решил посвятить себя служению Церкви: помогал священнику в работе с детьми в церковно-приходской школе, стал псаломщиком, с 1888 года — диаконом, с 1904 года — священником. Священномученик Николай был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года и зарыт в песке напротив собора в селе Усолье.

Священномученик Павел Соколов (2 марта 1874 — сентябрь 1918)

18 лет служил отец Павел священником в нескольких храмах Пермской епархии, преподавал, заведовал школами. С 1911 года служил настоятелем Богородице-Тихнинского храма в Кунгуре. Отец шестерых детей, отмеченный многими наградами, был расстрелян в сентябре 1918 года.

По словам старожилов Кунгура, «последний настоятель Тихвинского храма отец Павел вывезен в неизвестном направлении и исчез бесследно, место его погребения неизвестно». По неофициальным сообщениям, после расстрела останки хоронили в одну братскую могилу возле Тихвинского храма, так как там было кладбище, обнесенное каменной стеной.

Священномученик Александр Преображенский (1961 — сентябрь 1918)

Больше 32 лет служил священномученик Александр у престола Божия, за свою педагогическую деятельность неоднократно был отмечаем наградами. Расстрелян в сентябре 1918 года в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии.

По рассказам очевидцев, священник умирал, горячо молясь и держа в руке крест.

Священномученик Николай Рождественский (26 февраля 1867 — зима 1918)

Священномученик Николай родился в Тульской губернии в семье псаломщика, там он окончил духовную семинарию и был назначен учителем в Пермскую губернию. 28 лет служил священником в селах и городах Чердынского, Соликамского и Оханского уездов. Все эти годы он преподавал. Священномученик Николай Рождественский был расстрелян зимой 1918 года.

Священномученик Николай Конюхов (1860 — декабрь 1918)

До своей мученической кончины 31 год служил священником, большую часть — в городе Чердынь. Когда в 1913 году вышел указ о назначении настоятелем собора другого священника; прихожане отправили в Синод письмо, в котором просили «во имя справедливости, во имя всего святого оставить протоиерея отца Николая Конюхова по-прежнему настоятелем собора во внимание к его 24-летней службе в соборе и трудам его по перестройке собора в величественный храм». Вскоре отец Николай был оставлен настоятелем Воскресенского собора, в котором прослужил до своей мученической кончины.

Протоиерей Николай Конюхов был расстрелян большевиками около селения Юрла, куда отступили под натиском белых отряды красноармейцев, ведя с собой арестованных. Тело священника нашли в феврале 1919 года, он лежал в снегу со скрещенными на груди руками, со сквозной раной в голове, его перевезли в Чердынь, где отец Николай был торжественно погребен.

Мученик Александр Зуев (1 ноября 1883 — май 1918)

16 января 1917 года он был назначен псаломщиком в построенный в 1911 году Екатерининский храм в деревне Дивье Пермского уезда. Расстрелян большевиками в мае 1918 года.

Священномученик Петр Кузнецов (28 июня 1869 — февраль 1919)

До рукоположения в диаконы 12 лет прослужил законоучителем и учителем пения в Пермской губернии. В 1900 году он сдал экзамен и был рукоположен во диакона, в 1906 году — в священника. Священник Петр Кузнецов был расстрелян в феврале 1919 года на станции Верещагино Пермской губернии.


Особенности православного богослужения

В праздник Святой Троицы богослужение продолжается непривычно долго, поскольку после литургии совершается Великая вечерня с пением стихир, прославляющих Святого Духа. Заметим, что Великая вечерняя относится уже к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы — Духову дню.

По их окончании вечерни священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших. Во время чтения этих молитв мы снова просим Бога о прощении грехов — в текстах ясно звучит тема покаяния.

Особенностью богослужения является то, что во время чтения этих молитв священник и все верующие в храме впервые за долгое время встают на колени. Великой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого на богослужении не совершали земные поклоны — особое время радости в церковном году. Верующие всегда призваны просить Бога о прощении грехов, но 7 недель после Пасхи Церковь выделяет как время торжества Иисуса Христа над смертью.

На Троицу, в день рождения нашей Церкви, каждый верующий старается молиться в храме, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы:


Традиции праздника

Обычай украшать храмы ветвями берез и травой к празднику Святой Троицы сохранился до нашего времени. Понимать его как «пережиток язычества» неверно — у традиции есть несколько объяснений. Зеленые листья напоминают о мамврийском дубе, под которым Господь в виде трех ангелов явился Аврааму. В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, а Моисей получил заповеди весной, когда вся Синайская гора покрыта цветущими деревьями. Вероятно, отсюда обычай древней Церкви украшать храмы и дома зеленью.

Но важно не путать обычаи и традиции праздника с суевериями. Не только на Троицу, но и в любое другое время православные люди не верят приметам: чаще всего «советы» о том, что якобы нельзя делать в праздник (куда-то ходить или что-то делать, трудиться), не имеют богословского объяснения.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 7, стихи 37 — 52, глава 8, стих 12

Читать отрывок

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментируем священник Стефан (Домусчи)

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 1 — 11

Читать отрывок

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Свернуть

Комментирует священник Павел (Великанов)


Не только зеленью и цветами украшают храмы в праздник Троицы. В центре, на аналое перед Царскими вратами находится икона праздника Пятидесятницы, чаще всего — в списке «Троицы» Андрея Рублева.

Сегодня большинство верующих признает, что глубже всех тайну Святой Троицы сумел выразить иконописец, прославленный в лике преподобных, — Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением нашей веры в Триединого Бога. До сих пор этот образ остается самым известным изображением Бога в истории православной иконографии. Интересно, что образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя не являются каноничными.

Редакция «Фомы» поздравляет вас с днем рождения нашей Церкви и желает доброго воскресного дня в храме!

Меню сайта

Помочь Фоме