Перейти на полную версию страницы

Светлое пространство книжной иллюстрации

6 марта в Москве, в библиотеке им. Тургенева открылась выставка книжных иллюстраций Евгения Подколзина. Он немало поработал в качестве театрального художника-постановщика. Одна из самых известных его работ — сценография спектакля «Багровый остров» режиссёра Бориса Тудакова. Театральная деятельность и увлечение искусством русского авангарда (в частности Малевичем, Шагалом, Ларионовым) с одной стороны, обращение к духовным основам и истокам, народному творчеству, с другой, создали  неповторимый стиль художника.

Евгений Подколзин. Фото Николая Галкина. 

Сочетание динамики театрального действия и приёмов иконописи сразу захватывает внимание. На выставке нет «проходных» картин: зрителю передаётся состояние «продуктивной задумчивости», радости созерцания и озарения. Иллюстрации дарят удивительный внутренний свет, так созвучный  православному мироощущению. Писатель Юрий Нечипоренко на открытии говорил о сходстве ощущения от рисунков Подколзина и фресок храма Ильи Пророка в Ярославле — жемчужины русского искусства. Выставка, открытая накануне Великого поста, словно подготавливает к событию такой духовной радости.

Преподобный Серафим

Иллюстрации к детским книгам по Священной истории, вышедшим в издательстве «Никея», к житийной литературе передают знакомые события и ситуации словно в обновлённом виде. На открытии выставки Валерий Васильев, заслуженный художник России, отметил смелость подобного авторского подхода и риск в поиске новаторских решений. Но именно смелость и риск придают книжным иллюстрациям статус самостоятельного произведения искусства и реализуют авторское мировосприятие, выражающееся в убеждении, что «в детской книге необходимо влияние тенденций, характерных для современного искусства. Меняется мир, и меняется пластическое его восприятие как взрослыми, так и детьми».

Важно и своевременно такое иллюстративное обновление  в изданиях православной христианской литературы. Меняющийся опыт человеческого восприятия, отраженный в культуре, каждый раз словно заново встречается с евангельскими истинами и христианскими откровениями. Их отображение становится иным, обогащенным нюансами художественного переживания.

Мягкий внутренний свет, присущий картинам, позволяет понять, что для каждого образа словно сохранено свое смысловое пространство, зрителю и читателю предоставлена возможность вновь обратиться к «сакральному диалогу», увидеть божественное в земном, сотворенном. «В рисунках этих живет некая сновидческая правда. То, что было тебе известно давно, от рождения, да потом стерлось, позабылось. А сейчас вдруг вновь осенило», — так отозвался о произведениях Евгения Подколзина писатель Александр Дорофеев.



Преподобный Серафим

В цикле иллюстраций к былинам эмоциональная выразительность картин отсылает нас к изобразительным интуициям Гончаровой, Лентулова и Чюрлёниса. Эти художники формировали своё отношение к меняющейся реальности. Рефлексия, описывающая космогонию смысла или тектонические сломы художественного пространства, с успехом применима в передаче духовного движения современности.

Удачно проиллюстрированы художником книги «Ярмарочный мальчик» и «Помощник царям» Юрия Нечипоренко. Величественные образы, ключевые моменты русской истории, не теряя своей масштабности, обретают камерное звучание в книге. Свободный рисунок и иллюстративная графика, продолжающая традиции Владимира Конашевича и Евгения Чарушина, передают серьёзность, сосредоточенность и тихую радость творчества. И ребёнок, и взрослый, погружающиеся в мир этих книг, надёжно защищены от суетности мира благодаря цветовому решению и особенностям рисунка.

Продолжением сотрудничества Евгения Подколзина с детскими изданиями стало оформление книг из серии «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК». Рисунки, сопровождающие книгу Ксении Драгунской «Мужское воспитание», и шутливы, и дерзки, и мечтательны одновременно. Порой они напоминают рисунки на полях записной книжки, порой становятся похожи на роспись русской лаковой миниатюры, берущей своё начало в лубке. «Мир глазами ребёнка» и «мир глазами взрослого» встречаются в иллюстрациях естественным образом, органично переходя один в другой. Именно такой подход соответствует основной идее этой книжной серии: и тексты и иллюстрации адресованы и взрослому и ребёнку.

Открытие выставки переросло в праздник хорошей книги и умной иллюстрации. Оно само  напоминало прекрасную живую картину, где выделялась фигура художника, застывшего посреди зала с лиловым гиацинтом в руках, издателя рядом с книгами в витрине, составляющими огромную красочную мозаику, писателей, объединивших присутствующих и идеями, и словом. Этим вечером в библиотеке-читальне им. Тургенева лица были открытыми к общению, угощение — самым вкусным, а цвета и линии самыми необычными и точными.


 
 

Выставка продлится до 22 марта по адресу: Москва, Бобров пер., д. 6. 

Меню сайта

Помочь Фоме