Я часто задумываюсь: что испытывает «внешний», интересующийся, сомневающийся или скептически настроенный по отношению к Церкви человек, когда он, например, заходит на православный сайт? Что он там прочитает? И понимаю: все что угодно, а по большей части все, что неугодно и никоим образом не должно здесь появляться по законам Божеским и человеческим. Например, стихотворение сомнительного литературного качества и такого же сомнительного содержания, осуждающее погибших в ночном клубе в Перми. Понятно, что место и времяпрепровождение — не самые приличествующие верующему человеку. Но принять такое глумливое отношение к погибшим мучительной смертью совершенно невозможно. Потому что именно любви — той, без которой я медь звенящая и кимвал звучащий (Кор 1:13), — в этих стихах нет, как нет и элементарной порядочности, и простого чувства сострадания, которое отличает человека от не-человека.
Еще на православном сайте можно встретить постоянную междусобойную ругань многочисленных участников так называемой православной блогосферы. Состояние ее и уровень можно нередко оценить таким хлестким выражением: «Самая главная проблема православных — это то, что каждый из них считает себя “самым православным” и плюет на всех остальных». Западные христиане по аналогичному поводу говорят: «Пытаются быть лучшими католиками, чем папа». Что ж, нас и этим не удивишь: критическое отношение к священноначалию, как говорится, «входит в меню» этих бурных препирательств. А наша отечественная поговорка хотя и имеет более общий характер, но от этого не менее выразительна: говорят, что есть люди, которые стараются бежать впереди паровоза. Уже понятно, что добром это не кончается.
Вспоминаю признание одного своего знакомого по поводу его неофитского прихода в Церковь: «Постился так постился, перед Причастием неделю ничего не ел, всех осуждал...» Очень точное описание некоторого состояния. Мой знакомый вспоминал об этом с грустной иронией, но ведь далеко не у всех это проходит с неофитством: человек нередко в подобном состоянии каменеет и даже бронзовеет — тоже хорошее русское слово, обозначающее отношение к себе, любимому, как к памятнику. С одной стороны, неофитство — это горение, а к горению мы все призваны, и в неофитстве человек по-настоящему горяч, а не холоден или тепл. Но, с другой стороны, это не означает, что он безошибочен; скорее наоборот — неофиты ошибаются на каждом шагу, и все дело в том, чтобы на своих ошибках они учились, а не возводили бы их в догму. Иными словами, очень важно, чтобы горение не переходило в обжигающее уничтожение всех вокруг. Горение веры — это не напалм, которым уничтожаются люди, их поступки и мнения. Это прежде всего выжигание греха в самом себе.
Самыми сложными порой оказываются самые простые вещи... Бывает так: два человека говорят одно и то же. Но одному ты веришь, а второму, хоть тот и говорит красивее, — нет. Почему? Да потому, что сам он так не живет! И в своих поступках не следует тому, о чем говорит. Но есть разница: или человек смиренно и глубоко осознает свое недостоинство, или он убежден, что может быть выше того, что считается обязательным для прочих. Такое двоедушие святые подвижники-исихасты приравнивали к лжепророчеству.
А между тем критерий возрастания христианина очень прост. Можно даже не рассуждать о ступенях духовного совершенства, соразмеряясь с «Лествицей», а просто посмотреть, меняется ли человек (и немаловажно при этом, как он меняется). Становится ли он более добрым, более великодушным, более честным, более сдержанным, более рассудительным, более чутким к нуждам других, более неприхотливым в своих потребностях? Менее упрямым, менее корыстным, менее капризным?
...Митрополит Сурожский Антоний как-то сказал: «Я очень нехороший человек, но все, что я говорю о Боге, — правда». В этом все: и убежденность в своей вере, и искреннее, непоказное понимание своей греховности, и невозможность осуждения кого бы то ни было, и уважение к собеседнику, выражаемое в спокойном, ненавязчивом изложении своей позиции. Как бы нам суметь хоть чуть-чуть перенять такое отношение? В скобках позволю себе напомнить замечательное выражение Блеза Паскаля о том, что есть два типа людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающие себя праведниками.
Самыми сложными являются самые простые вещи. Но они же — самые важные.
Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.