Перейти на полную версию страницы

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее

Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века,  до итальянского Ренессанса).   Тысячу лет человечество якобы  не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался  расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья  наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…

На самом деле все далеко  не так просто и однозначно.  У европейского Средневековья были свои взлеты и падения, а знаменитый французский медиевист Жак ле Гофф  говорил о  «долгом Средневековье», которое завершилось лишь к началу XIX века.

Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно  на выставке, которая проходит в  ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе  Бергамо.

На выставке представлено 58 произведений живописи  художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других.  Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства  Италии в XV - XVI веках.

В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но  художники того времени были далеки от неверия в Бога и  обращались в своих работах к религиозным сюжетам.

Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.

Кстати, на некоторых из  итальянских мастеров  повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие  художники  переехали в Италию.

Предлагаем читателям небольшую «прогулку» по выставке, с остановками у некоторых работ.

Беноццо Гоццоли «Мадонна Смирение» (около 1449 – 1450).

Совсем маленькая работа живописца эпохи Раннего Возрождения притягивает зрителя своей красочностью и декоративностью. Золотое покрывало, роскошные одеяния, земля, напоминающая богатый яркий ковер. Кажется, что перед нами сказочный сад. И на фоне это красоты –смиренный лик Девы Марии. То есть это не просто сад, а символ целомудрия. Как в Песне песней Соломона «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).

 
Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери»
 

Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери» (1502 – 1504)

Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции -  религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок.  События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.

«Воскресение  Христово»

Работа  практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе  над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и  истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.

«Благословляющий Спаситель».

Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли - создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.

Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы.  Пламенный проповедник изменил   взгляды художника. Боттичелли    постепенно осознал трагичность мира.

«Положение во гроб»

«Положение во гроб»

Ужас смерти  можно увидеть  в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517).  Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины - участники погребального трагического действа - заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.

«Рождество Христово»

Работа  Пьетро Перуджино (около 1504 года)  наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…

«Портрет девочки из семейства Редетти»

«Портрет девочки из семейства Редетти»

Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI  века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа  (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.

«Мадонна с Младенцем»

Работа,  которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил  Якопо ди Антонелло  Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.

На выставке можно увидеть, как художник по-разному подходит к раскрытию одного и того же сюжета. «Мадонна с младенцем» (1476)  Джованни Беллини, которого называют реформатором венецианской живописи, наполнена скорбным предчувствием.

Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.

В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году,   трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари  остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.

Очень интересны работы  миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).

Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.

Работы, представленные в Пушкинском музее,  дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска вдруг спадает и перед нами оголяется творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения тоже понимали как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпренимательским духом восходящей буржуазии».

Далее Лосев пишет: «…все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутврежденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и беспомощность человеческого субъекта». Как-то не очень сочетается с привычным энегельсовским, вроде безоговорочным и радостным: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в  титанах  и которая породила титанов…» ?

Меню сайта

Помочь Фоме