Перейти на полную версию страницы

Постоянная экспозиция древнерусских икон открылась в Эрмитаже

Более 80 икон XIV - начала XVIII века представили 6 марта в Эрмитаже в рамках открытия постоянной экспозиции древнерусской иконописи.

Данная экспозиция стала одной из самых «молодых» коллекций музея, ее основу составили материалы Музея этнографии народов СССР и музейного обменного фонда, а также собрания Михаила и Владимира Успенских, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

– Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы – многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, - сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Он отметил, что «созданы абсолютно идеальные условия показа, все витрины выполнены по последнему слову техники».

Глава Эрмитажа сообщил, что открытие экспозиции посвящено 100-летию со дня рождения Александры Косцовой, которая была хранителем этой экспозиции, заведовала сектором Древней Руси с 1949 года. 100 лет Александре Косцовой исполнится 9 мая 2020 года.

– В свое время некоторые иконы из эрмитажной коллекции экспонировались в Италии в католических храмах – это способствовало сближению между нашими народами, нашими культурами, – также сообщил Михаил Пиотровский.

Начало формирования собрания древнерусского искусства было связано с открытием в 1941 году Отдела истории русской культуры.

Одна из кураторов экспозиции Анна Иванникова рассказала на открытии, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспозиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области.

Отмечается, что представленные образы в прямом смысле слова были спасены от гибели, т.к. в основном их нашли в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезли и отреставрировали. Сами же эти храмы и часовни в большинстве своем не сохранились: некоторые сгорели, а другие просто обрушились.

Одной из главных жемчужин экспозиции является икона святителя Николая Чудотворца начала XV века. Специалисты связывают образ с новгородскими художественными памятниками XI-XIII веков.

Кроме икон в экспозицию вошли элементы архитектуры православного храма, например, золоченые Царские врата начала 1680-х из собрания Эрмитажа, находившиеся в московском Симоновом монастыре.

Читайте также:

О православной иконописи и ее главных святынях читайте здесь.

Фото Станислава Марченко/mitropolia.spb.ru

Меню сайта

Помочь Фоме