Перейти на полную версию страницы

Оптинские старцы: лица возрождения русского монашества

В этот день Русская Церковь чтит память всех Оптинских старцев. Но кого из них мы действительно помним? Ну, разве что, преподобного Амвросия — во многом благодаря тому впечатлению, которое он произвел на Достоевского и Толстого. Хотя — справедливости ради, — Достоевский был не менее вдохновлен примером святителя Тихона Задонского, а Толстой — общением со старцем Иосифом, ставшим духовником Оптиной после кончины Амвросия, а с предложением принять его предсмертную исповедь на станцию Астапово ездил старец Варсонофий.

Откуда взялись старцы на Руси

В X веке вместе с христианством Русь восприняла и тот духовный опыт древних египетских пустынников, который 1000 лет преумножало византийское монашество. Но к XVI столетию в силу внешних и внутренних причин эта духовная школа стала постепенно забываться. А в XVIII веке благодаря указам Петра І, Анны Иоанновны и Екатерины II монастыри вообще обезлюдели. В них доживали свой век дишь старики и больные, а бывало и вовсе все «разбродились розно» и монастырь закрывался.

В одном синодальном донесении говорилось: «В монастырях монахов весьма недостаточно, в числе же наличных многие к употреблению в священнослужение и прочие монашеские послушания совершенно неспособные». Настоятели смотрели на свою должность, как на источник дохода, общим бичом стало пьянство...

Сельский крестный ход на Пасху. В. Перов, 1861 год

Монашество перестало быть идеалом: высшие слои общества увлеклись идеями Просвещения, принесенными с Запада, в простонародье распространились всевозможные секты. В 1796 году игумен Валаамскаго монастыря Назарий жаловался на общее бродяжничество монашествующих. А митрополит Санкт-Петербургский Гавриил вынужден был официально распорядиться, «чтобы монашествующие по дворам не шлялись».

Но именно тогда, в середине XVIII столетия, началось в России духовное возрождение, у истоков которого стояли две сильные личности: архимандрит Паисий Величковский, ожививший древнее монашеское учение о духовной молитве, и митрополит Гавриил (Петров), взявший под свою опеку обители, где это учение могло стать основой монастырской жизни. И среди них одной из первых стала Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь.

Оптинские старцы — кто они?

Преподобный Лев стал первым Оптинским старцем. Пройдя монашескую школу в Чолнском монастыре у старца Феодора, ученика Паисия Величковского, возродившего древний аскетический опыт по рукописям, найденным на Афоне, он в 1829 году с шестью учениками приехал в Оптину пустынь и вскоре стал духовником обители. Старчество отца Льва продолжалось 12 лет и принесло великую пользу — его ученики прославили Оптину и заставили многих в России открыть для себя совсем иное православие, которого они, крещеные от рождения, оказывается, и не знали.

Преподобный Макарий также прошел монашескую школу у ученика Паисия Величковского — старца Афанасия в Площанской пустыни, — а перейдя в 1834 году в Оптину, стал духовным учеником старца Льва. Это его трудами вокруг монастыря создалась целая плеяда издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, и укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией.

Преподобный Моисей, призванный в Оптину для создания Иоанно-Предтеченского скита, вскоре стал настоятелем самой обители, и с этого времени началось ее духовное возрастание и слава. Это при нем в Оптиной пустыни зародилось старчество — это он пригласил в обитель старца Льва, сделал духовником братии старца Макария, при нем послушником проходил у старцев духовную школу будущий старец Амвросий. За время его настоятельства монастырем было издано 16 томов святоотеческой литературы. Оптина пустынь — такая, какой она вошла в историю — плод его трудов.

Преподобный Антоний, младший брат преподобного Моисея, в 1821 году вместе с ним приехал в Оптину пустынь для основания в обители уединенного скита. А в 1825 году, после назначения брата настоятелем монастыря, был определен начальником скита и принялся собирать в нем мудрых в монашеской жизни и крепких в духовных подвигах отцов. В старости, страдая тяжелой болезнью, старец Антоний усилил аскезу и принял схиму.

Преподобный Иларион еще до пострига искал монастырь, в котором ему захотелось бы остаться на всю жизнь и, объехав множество обителей, выбрал Оптину пустынь. Здесь он нашел и старцев-учителей духовной жизни — Льва и Макария, у которого он 20 лет, до самой его кончины в 1860 году, пробыл келейником. Перед смертью старец Макарий благословил Илариона принять на себя подвиг старчества, а через три года он стал начальником скита и общим духовником монастыря. Это послушание он нес 10 лет. День своей кончины старец знал заранее и за полгода до нее принял схиму.

Преподобный Амвросий, ученик старцев Льва и Макария, помощник последнего в издательском деле. Благодаря своему уникальному духовному дарованию во времена своего старчества он сделал Оптину пустынь духовным центром всей России. К нему за советом и молитвой шли и петербургский сенатор, и Достоевский, и старая крестьянка. Философ Василий Розанов писал о нем: «Все поднимаются духом, только взирая на него (...) Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Более 30 лет совершал Амвросий подвиг старчества, а перед смертью опекал еще и женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптиной.

Преподобный Анатолий старший (Зерцалов) пришел в Оптину пустынь по обету — исцелившись от чахотки. Его духовным руководителем стал сперва старец Макарий, а после его кончины — старец Амвросий, который сначала посылал Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, потом стал готовить себе в помощники, а в 1874 году благословил принять должность скитоначальника. Ему же, умирая, поручил он духовное руководство Шамординской обителью.

О великой силе молитвы старца Анатолия сам преподобный Амвросий свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». А чужое горе он принимал так близко, что у него начинали болеть голова и сердце. Несколькими словами он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Старца Амвросия он пережил всего на 2 года.

Преподобный Исаакий (Антимонов) пришел в Оптину уже зрелым человеком, в 37 лет. Он поступил послушником к старцу Макарию, и тот, умирая, передал его «из полы в полу» старцу Амвросию. А в 1862 году, после смерти настоятеля монастыря старца Моисея, отец Исаакий на 30 с лишним лет стал его преемником. При нем обитель стала одним из самых процветающих монастырей России. При нем в ней укрепились традиции старчества и строгого послушания духовникам всей братии, независимо от сана и иерархического звания. Своего старца Исаакий пережил всего на 3 года.

Преподобный Иосиф в Оптину к старцам пришел по совету сестры-монахини и был определен келейником к старцу Амвросию. Со временем тот все чаще стал отсылать посетителей за советом к Иосифу, а после кончины старца на него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Двенадцать лет он нес это послушание, пока в 1905 году не ослабел от болезней. Скончался старец Иосиф в 1911 году, поразив всех, бывших на погребении тем, что и в гробу рука его была мягкой и теплой, как у живого.

Преподобный Варсонофий до 46 лет сделал блестящую военную карьеру. Когда полковник Павел Плиханков, прочитав в журнале статью о старце Амвросии, первый раз приехал в Оптину, старец сказал ему: «Через два года приезжайте, я вас приму». Когда же через два года он подал в отставку, знакомые говорили: «С ума сошел! А какой был человек!» В 1892 году он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и стал послушником сначала старца Анатолия, а потом старца Иосифа.

В 1903 году его назначили помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни; во время русско-японской войны послали священником на фронт; а по возвращении поставили начальником скита. В 1910 году именно он ездил на станцию Астапово, чтобы исповедовать и причастить умиравшего там Льва Толстого, но родственники не пустили старца к писателю.

В 1912 году старца Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, но он не вынес разлуки с Оптиной и через год скончался.

Преподобный Анатолий младший (Потапов) тоже пришел в Оптину пустынь взрослым, в 30 лет. Был келейником старца Амвросия, долгие годы учился искусству духовничества, а когда не стало старцев Иосифа и Варсрнофия, стал продолжателем их дела. К нему толпами шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Старец принимал всех, иногда даже не ложась спать.

Перед революцией он писал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут (...) А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным».

После революции старца Анатолия арестовали, но, сочтя сыпнотифозным, отвезли в больницу, откуда по-тихому отпустили, оставив жить на территории монастыря. А 29 июля 1922 года, когда за ним в монастырь нагрянула комиссия ГПУ, больной старец попросил оставить его в обители на один день, «чтобы приготовиться». На утро его нашли мертвым.

Преподобный Нектарий был последним соборно избранным старцем Оптиной пустыни. Он был учеником старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Под их руководством у него рано проявился дар прозорливости, который он скрывал под личиной юродства. В 1912 году братия избрала его старцем.

После закрытия монастыря в 1923 году старца Нектария арестовали, а когда духовным чадам удалось вызволить его из тюрьмы, поселился у одного из них в селе Холмищи. Но и туда к нему добирались люди в поисках утешения и совета. Скончался он в 1928 году, дожив до 75 лет.

Преподобный Никон-исповедник поступил в Оптину в 1907 году и вскоре стал письмоводителем и учеником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт.

Когда после революции Оптина была закрыта, монахи создали «сельскохозяйственную артель». Служба в храмах продолжалась. Но начались гонения.

Первый раз Никона арестовали 17 сентября 1919 года, но вскоре отпустили. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель, старец Исаакий, отслужив последнюю литургию в Казанском храме, передал ключи от него Никону и благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так Никон стал последним Оптинским старцем.

Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927-го, и три года он провел в лагере «Кемперпункт». Потом последовала ссылка в Архангельскую область. К тому времени отец Никон был болен туберкулезом и в 1931 году умер в селе Валдокурье. На его погребение собралось 12 ссыльных священников, которые опели и погребли его по монашескому чину.

Преподобный Исаакий (Бобраков), священномученик, пришел в Оптину 19-летним юношей, стал послушником старца Исаакия (Антимонова), а через 29 лет, в 1913 году старшая братия избрала его настоятелем. В «Летописи скита» говорится, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском церковном соборе 1917 года.

Весной 1923 года обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник — «Музей Оптина пустынь». Отец Исаакий и братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске.

А в 1929 году по всей стране прокатилась волна новых арестов «церковников». Все оптинские монахи были арестованы и сначала заключены в козельскую тюрьму, потом переведены сухиническую, а оттуда в Смоленск.

В 1930 году старца Исаакия сослали в Тульскую область, в город Белев, а в 1932 году снова арестовали — в числе обвиняемых по делу «подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе», где «монашествующий элемент» вел «контрреволюционную деятельность среди населения и распространял явно провокационных слухи о сошествии на землю антихриста». По этому делу к 1937 году было арестовано около 300 человек. Старца Исаакия вместе с остальными обвиняемыми пропустили через весь пыточный конвейер НКВД, но признания не добились. 30 декабря «тройка» НКВД приговорила всех обвиняемых к расстрелу, и 8 января 1938 года, на второй день Рождества, приговор привели в исполнение.

***

И все-таки, даже упраздненная и оскверненная, Оптина пустынь — молитвами своих старцев — весь XX век оставалась для всех православных верующих «святыней под спудом». Чтобы потом вновь стать центром возрождения в России древней традиции старчества.

Меню сайта

Помочь Фоме