Перейти на полную версию страницы

Когда взрослые играют в куклы

Конечно, многие знают, что такое Рождественский вертеп. Для кого-то это — конкретное место, пещера, в которой родился Христос. Для кого-то — ее изображение. А для кого-то — народный театр, воспроизводящий рождественскую историю. Вот только увидеть этот театр сейчас, к сожалению, редко где возможно. В советский период традиция рождественского кукольного спектакля была почти забыта, и теперь всё, что от нее осталось, приходится собирать по крупинке. Вертеп возрождают по всей России — как в мегаполисах, так и в небольших городках и деревнях. Я расскажу о том, как это происходит в поселке Воскресенское Воскресенского района Нижегородской области. Занимаются этим сотрудники тамошнего народного краеведческого музея.

Все началось в 2009-м году, с небольших музейных занятий для детей. На них рассказывали о том, что такое Рождество, какова история этого праздника. Делали маленькую пещерку из еловых веточек, картонные фигурки, чтобы было понятно, кто есть кто и как все происходило в давние времена.

Воскресенский краеведческий музей. Именно здесь ведётся работа по возрождению вертепа в Воскресенском районе.

На следующий год к музейным работникам присоединилась фольклорист Вероника Евсеева. С ее помощью сценарий сделали уже интересней: дети приходили в русскую избу, хозяйка которой рассказывала о жизни их сверстников в старые времена, о традициях празднования Рождества на Руси. Вместе читали духовную сказку (Рождественскую историю). Потом неожиданно на второй этаж, где хозяйка сидела с детьми, поднимались колядовщики (работники музея) и показывали кукольный Вертеп. После этого каждому дарили текст колядки и разучивали ее с детишками. А дети одаривали колядовщиков копеечками и конфетками (родителей заранее предупредили, что принести).

Вероника Евсеева, фольклорист и музыкант. В воскресенском краеведческом музее работает с 2010 года.

Музейщики вместе с ребятами из расположенной неподалеку детской школы искусств и педагогами Воскресенского детского центра поставили полноценный спектакль на Рождественскую тему. В школе искусств условия для воплощения этой идеи были идеальные. Довольно вместительный зрительский зал — и при этом маленькая сцена. Получалась именно такая, какая нужна для вертепа, камерная обстановка. Завязка была простая: к бабушке пришли внуки, и та рассказывает им о празднике Рождества. «Верхний ящик» дети играли на сцене в сопровождении пения. Пели вчетвером: два педагога из школы искусств — Екатерина Вахрушева и Светлана Горохова, фольклорист Вероника и директор музея Ольга Махотина. Пели духовное, конечно. Специально учили на три голоса тропарь и кондак Рождества, духовные стихи, например «Запевайте, христиане!». Действие на сцене шло под пение. Завершали украинской колядкой. После этого вспоминали давнюю традицию — хождение со звездой. В Воскресенском это называлось хождением с фонарем. И вот в конце представления все дети собирались вместе, строились и шли с Рождественским фонарем.

Кукол можно потрогать, поводить. Правда, не все дотягиваются до второго этажа.

В последующие годы вертепный ящик начал гастролировать по району, вызывая непременный восторг и у детей, и у взрослых. Представление традиционно делится на две части — духовную и бытовую. Духовная часть рассказывает основную рождественскую историю. В верхнем ящике под рождественские песнопения на поклон ко Христу приходят пастухи, ангелы и волхвы. А в нижнем ящике показывается сцена гибели царя Ирода. Бытовая часть призвана развеять гнетущую атмосферу Иродовой смерти. Исторически эти сценки бывали довольно страшноватые, поэтому музейщики выбрали самую добрую и веселую — с межевым (землемером) и с межевой (его женой), куклы там только пляшут.

Куклы маленькие, на большой сцене их не покажешь. Вертеп - домашний спектакль.

Когда вертеп приезжал в детские сады, показывали только верхний ящик. Нижний, со смертью и чертями, маленьким детям смотреть было бы страшновато.

В 2014 году вертеп не показывали — Вероника с мужем усыновили грудного ребенка из детского дома, и она ушла в декрет. Однако стали поступать просьбы вернуть вертеп, поэтому в 2015 году представления возобновились.

Каждая фигурка сделана старательно, с любовью. Особое внимание, конечно, уделено пещере.

На вопрос, как изменили ее занятия вертепом, директор музея Ольга Махотина отвечает: «Когда стали этим заниматься, у меня заново открылись глаза на тему Рождества. Вера пришла, а до того было просто привычное следование традиции. Я поверила в реальность всех Рождественских событий! Раньше я относилась, как…ну…к мифам про Зевса и Геракла… А теперь я осознаю не только умом, я ощущаю сердцем, что все это происходило на самом деле!»

Межевой и межевая - герои бытовой части спектакля.

Действительно, глядя на фигурки, движущиеся в вертепном ящике, невозможно не верить в то, что эти события происходили в реальности, что это — часть истории человечества. Ведь иногда, чтобы поверить, достаточно просто увидеть.

Смерть пришла за Иродом. Ирода никому не жалко, но сцена страшная.

Фото Марии Шустовой

Меню сайта

Помочь Фоме