Перейти на полную версию страницы

Касимов

Когда мы говорим о Касимове, первое, что приходит в голову - столица татарского царства. Наиболее продвинутые вспомнят казанскую царицу Сююмбике, насильно отданную за касимовского царевича Шах-Али, жившую в Касимове последние годы своей жизни. А между тем Касимов - древний русский город со своей культурой, традициями, сохраненными и до наших дней, город православных святынь, город мучеников.

До революции в Касимове было двенадцать храмов. До нашего времени сохранилось всего лишь семь. Самый старый храм в городе – церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца, в народе чаще зовется Георгиевской или Егорьевской.

Церковь Богоявления Господня. Фото Владимира Ештокина

Местный краевед Николай Иванович Шишкин в своей книге «История города Касимова с древнейших времен» пишет про церковь Богоявления: "...Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь , в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года..."

Вид с колокольни церкви Богоявления. Касимов. Фото Владимира Ештокина

В 1922 году храм был закрыт, все ценности были вывезены в пользу голодающего Поволжья, то, что осталось, забрали в краеведческий музей. А вскоре было принято решение о сносе храма, но к счастью, осуществить его не удалось, и храм был передан под склад кожзаводу.

Вознесенский собор построен в 1854-1862 годах по проекту рязанского архитектора Н.И. Воронихина, племянника известного архитектора А.Н. Воронихина, построившего Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Кафедральный Вознесенский собор. Фото Владимира Ештокина

В двадцатых годах XX века собор был закрыт, в 1936 году на колокольне устроили парашютную вышку, а в шестидесятых годах колокольня была разобрана.

В Вознесенском соборе служил отец Матфий (Матвей Михайлович Рябцев), первый касимовский священномученник, принявший мученическую кончину в ноябре 1918 года.

Икона священномученника Матфия Рябцева. Фото Владимира Ештокина

Прямо напротив Вознесенского собора стоит еще один храм – это Успенская церковь, построенная на деньги касимовского купца М.А. Милованова в 1775 году на месте деревянной Трехсвятской.

Вид с колокольни храма Успения Пресвятой Богородицы. Фото Владимира Ештокина

Никольский храм известен тем, что он никогда не закрывался. Единственный небольшой период, когда в храме не велись службы, был в 1941-1943 годах. Связано это с тем, что в городе тогда после повальных арестов и расстрелов не было ни одного священника, и в храме просто некому было служить.

Никольский храм известен тем, что никогда не закрывался. Фото Владимира Ештокина

Рассказывают такую удивительную историю. В те годы в Никольском храме старостой была Анна Вереина, наследница знаменитого рода касимовских купцов Вереиных, оставивших немалый след в истории города. И вот, когда к ней пришли красноармейцы, чтобы забрать ключи от храма, та ни в какую не соглашалась их отдать. «Мы тебя расстреляем» - угрожали красноармейцы. «Расстреливайте,- был ответ – но ключей я вам не отдам». Те подивились небывалой смелости «старостихи», но отступились от нее.

Вид с колокольни Никольского храма. Фото Владимира Ештокина

Про храм забыли на долгие два года. И вот однажды, а было это в 1943 году, в начале весны, ее вызывают в органы. Она со всеми простилась, причастилась и отправилась в органы. «Я Вереина, зачем позвали?» И в ответ услышала то, что никак не ожидала услышать. «Мы слышали, что ты старостиха. Хотите церковь открыть? Ищите попа». И она побежала к отцу Сергию Правдолюбову, который только что вернулся из ссылки. «Батюшка, батюшка, храм открывают»! Но отец Сергий настолько был беден, что даже обуви не было, чтобы дойти до храма. И она побежала домой, схватила сапоги старшей дочери – «отцу Сергию нужнее!» - и отец Сергий в женских сапогах пошел регистрировать храм. Никольский храм открыли в начале марта 1943 года на первой неделе Великого поста.

Самой почитаемой иконой на Руси испокон веков является икона Божией Матери Казанская. В Никольском храме хранится древний список этого образа, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году. Народная молва донесла до нас историю появления этого образа в Касимове.

Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году, в Никольском храме Касимова. Фото Владимира Ештокина

Было это так. Жила некогда в городе Касимове благочестивая старица Иустиния. Семь лет пролежала она в постели, не имея возможности ходить из-за болезни ног. Старица неустанно молилась Богородице, прося излечить ее от тяжкого недуга.

Однажды во сне ей явилась Богородица и повелела отправиться в Казань, чтобы привезти оттуда список с чудотворной с Казанской иконы Божией матери.

Сложно, почти невозможно исполнить было указание Богородицы, но старица все же отправилась в Казань. Путешествие ее было долгим и очень нелегким. В Казани она нашла в лавке у купца, торгующего мукой, образ, указанный Богородицей. Как выяснилось, купцу тоже было видение во сне, чтобы он отдал икону тому, кто у него ее попросит.

Получив от иконы исцеление, Иустиния в 1627 году строит в Касимове небольшую деревянную церковь, в которой поместилась чудотворная икона. Так было положено начало Казанскому женскому монастырю.

Троицкий храм построен в 1763 году.

Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина

В строительстве храма принимали активное участие касимовские купеческие семьи, о чем написано на каменной плите, вмонтированной в одну из стен храма:

Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина

Протоиерей Анатолий Правдолюбов, сын отца Сергия Правдолюбова, много лет служившего в Троицком храме, вспоминает: «В Троице было немало хорошего. Кое-что было и нежелательное, но бороться с ним было трудно, так как просвещенные купцы, упомянутые мною, бережане, или «аристократия», эти просвещенные купцы считали себя хозяевами церкви и постоянно связывали инициативу папы разными своими отеческими преданиями. Даже ризы, роскошные ризы, он не мог употребить тогда, когда ему захотелось бы. Ибо эти ризы в разное время были пожертвованы ими со специальным завещанием: эту надевать только на Троицу, эту – только на Рождество…»

Вид с колокольни Троицкого храма. Касимов. Фото Владимира Ештокина

В 1938 году храм был закрыт. На его территории и в самом храме располагались различные подсобные хозяйства, что не способствовало его сохранности, но, по крайней мере, спасло от разрушения. В 2000-ом году храм был передан Церкви и уже 15 сентября 2002 года состоялось освящение обновленного Троицкого храма.

В этот же день в Троицкий храм перенесены были мощи священноисповедника Сергия Касимовского.

Троицкий храм. Касимов. Мощи священноисповедника Сергия Касимовского. Фото Владимира Ештокина

Ныне они покоятся в раке под резной сенью слева от алтаря.

Улицы Касимова. Фото Владимира Ештокина

Целый ряд купеческих домов выстроился вдоль набережной Оки.

В городе есть Музей самоваров. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Музей колоколов  не случаен – в городе когда-то отливали колокола, которые по качеству звучания не уступали знаменитым валдайским. Касимов. Фото Владимира Ештокина

Говорят, когда-то касимовские купцы дали взятку, чтобы железная дорога прошла мимо их города, опасаясь потерять выгоды от речной торговли. Потом это сыграло с Касимовым злую шутку, Ока обмелела, и город, казалось, был забыт. И сейчас туристические и паломнические маршруты часто лежат в стороне. Но город более чем достоин внимания.

Меню сайта

Помочь Фоме