Перейти на полную версию страницы

Как, прощая обидчиков, не впасть в тщеславие?

Вопрос читателя:

Как, прощая обидчиков, не впасть в тщеславие?

Ольга

Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:

«Как, прощая обидчиков не впасть в тщеславие…» Интересное наблюдение. Помните, Ольга, как в финальной сцене фильма «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино ухмыляется: «Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие — это естественный наркотик». Это, конечно, никак не естественно, а противоестественно для христианина. А естественно это только для больного человеческого естества, которое не замечает своей болезни!

Св. Иоанн Лествичник замечает очень важную вещь: «Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например, тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым». Это важно запомнить! У каждого из нас есть уязвимое место. В нашем повреждённом сердце оно свило себе гнездо. От греха тщеславия, которому нас учил весь порядок этого мира, к которому мы стремились, которому мы сочувствовали, уберечься очень тяжело. Очень уж глубоко этот грех сидит в нашем сердце.

Т. е. в Вашем случае, Ольга, как я понял из вашего вопроса, тщеславие показывает человеку его духовность, хвалит его за доброту и евангельскую добродетель.

Тщеславие хитро и многолико: эта страсть иногда принимает вид самого смирения. «Тщеславие — это, конечно, злая вещь, — пишет святитель Феофан Затворник, — от нее никуда не убежите. Убежите… — тщеславие будет учить вас тщеславиться и тем, что убежали. От него надобно отбиваться при делах, какие делаете, и больше ничего, а не бежать от сих дел».

Но как же с ним бороться?

Только внутренним образом, а не внешним. Во-первых, помолиться Богу о даровании благодатной помощи в этом деле. Ведь простить от всей души, склонить свое сердце к добродетели — это очень большой труд, без Бога с ним не справиться. Во-вторых, пусть помощью вам будет понимание, что простить — это значит понять человека. Понять причины, которые заставили вашего обидчика сделать так, чтобы вам стало больно и не по себе. Но понять — это не значит принять. Мы не можем и не должны соглашаться со злом. Мы не должны на черное говорить белое! Но зло живет и в нас как следствие грехопадения наших прародителей! Осознание этого должно помочь нам в борьбе с тщеславием. Вспомним слова святого Иоанна Златоуста: «хотя бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить все… Оно бывает различного рода и вида и изливает свой яд на все — и на сокровища, и на удовольствия. И на телесную красоту… Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина съедает железо и моль — ткань, так и тщеславие губит душу…».

Тщеславие всегда паразитирует на добродетели, оно радуется, когда видит, что человек стремится вести добродетельную жизнь. Потому что сразу же пытается обратить всякую добродетель в согрешение! Это мысленная невидимая брань (борьба), которую испытывают все, кто хочет по-настоящему очистить свое сердце от страстей. Не обращайте внимания на помыслы тщеславия. А если они усиливаются, поблагодарите Бога за дарование вам сил к прощению вашего обидчика: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, во веки!»

Меню сайта

Помочь Фоме