Как знать, может быть, дает иногда Господь Бог считанным единицам в творческой среде редкое дарование: увидеть а потом рассказать то, мимо чего прошли историк, философ, политик… Может быть. Но важнее другое: наша Гражданская война – это боль огромная, боль глубокая, очень медленно покидающая плоть и кости России; совсем недавно, может быть, лет пять назад или что-то вроде того, в Гражданской войне перестали видеть нижнюю границу настоящего и начали понемногу различать верхнюю кромку прошлого; ярость, уныние и прочие дурные страсти, хоть и черепашьими темпами, а все-таки уступают место холодного исследовательскому интересу. Но пока очень сильна инерция массового ожидания: вдруг нам все-таки объяснят, почему это случилось? И значит, на человека искусства, дерзнувшего взяться за те стылые годы, смотрят с ожиданием, быть может не всегда осознанным: сумеет ли он придать смысл и объяснение той бесконечной боли? Что скажет высокого?
Значит, из Гражданской войны еще нельзя делать просто боевик, просто детектив, просто мелодраму. Ниже получится, пошлее немого ожидания, которым окружена эта тема.
Интерес к фильму «Контрибуция», недавно вышедшего в большой прокат, подогревался массированной рекламной кампанией заранее. От него ждали многого – и не только из-за эпической темы, связанной с великим сломом прежнего порядка: еще и съемочная группа получилась поистине звездной. Играют Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Илья Носков, Евгений Дятлов, режиссер – Сергей Снежкин, снявший «Белую гвардию»… Да и литературная основа взята многообещающая – одноименная повесть Леонида Юзефовича, прославившегося двумя триумфальными экранизациями, связанными с темой Гражданской войны: «Казароза» и «Гибель Империи».
Мало кто обратил внимание на тот факт, что повесть «Контрибуция» была опубликована в 1987 году, когда настоящий большой писатель Леонид Юзефович еще проходил становление, что это, по большому счету, ранняя и далеко не лучшая его вещь. И, может быть, именно выбор этого текста в качестве базы для сценария и сыграл с Сергеем Снежкиным злую шутку.
«Контрибуция» 1987 года – умный исторический детектив, но не более того. Текст рожденный советским временем и советским отношением к истории Гражданской войны. Снежкин вырезал многие сцены, связанные с развитием детективной составляющей, поэтому фильм оставляет впечатление какой-то «спрямленности» сюжета, если не сказать проще: с сюжетом поработали рубанком, убрав все, что сколько-нибудь сложно. Вышло просто и… плоско. Режиссер (который, к слову сказать, записан вторым сценаристом наряду с Юзефовичем) постарался несколько осовременить то, что было написано почти 30 лет назад, т.е. придать некую многозначительную неоднозначность тому, подняв на котурны столкновение красных и белых. Вышло еще хуже: вместо неоднозначности получилось сидение на двух стульях одновременно. Гражданская война на несколько лет ввела войну в состояние громадная, мучительно-долгой эпической драма... а взяты из нее для предъявления зрителю в основном мелко-уголовные чувства: нахрапистость вора, расчетливая "страсть" дамы легкого поведения, да похоть скряг, которые не могут даже ради спасительного для них белого дела раскошелиться. И посреди балаганчика нравственных уродов является д'Артаньян на белом коне: красный милиционер, который в декабре 1918 года (!) на голубом глазу бросает белым обвинение в бессудных расстрелах. Слова его адресуется с большого экрана зрителю образца 2016 года, который осведомлен и об уничтожении одной части царской семьи в Екатеринбурге, и о том, как в Алапаевске погубили другую ее часть, и о кровавом расказачивании, и о диких выходках комбедов, и о массовых расправах с флотскими офицерами – всё это, стоит заметить, происходило намного раньше взятия Перми, всё это красный следователь знал. Должен был знать! В сущности, он с благородным негодованием бросает своим врагам упреки в том, от чего его собственной стороне вряд ли когда-нибудь удастся очиститься.
Нельзя сказать, что «Контрибуция» представляет собой провал в чистом виде. Скорее, итог трудов Сергея Снежкина – с трудом вытянутая троечка с минусом.
Вытянул, наверное, Матвеев -- его генерал Пепеляев это интересно, тут есть что обсуждать. Матвеев создал образ жестокого молодого рыцаря, который не желает, чтобы в России, попавшей в страшное положение, воцарилась вседозволенность, чтобы рухнули устои, чтобы вверенные ему солдаты мучились от воинской нищеты, и готового в борьбе за свое знамя зайти весьма далеко... Что ж, сыграно неоднозначно, но с какой-то умной изощренностью, сложностью, которой так не хватает всему остальному в этой картине.
Итог: не вышло ни полноценного исторического детектива, ни полнокровного разговора о высоких смыслах трагедии, через которую пошла в те годы наша страна. Легковесный, чуть грязненький фильм, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Читайте другие материалы про Первую мировую войну:
Игорь Угольников. Первая мировая война. Женский батальон
Атака мертвецов: Первая мировая: история ужаса и подвига
Русская Жанна Д`Арк, или о Подвиге медсестры Риммы Ивановой
На заставке кадр из фильма "Контрибуция". Источник Kinopoisk.ru