Ольга Поварова, логопед, коррекционный психолог, директор центра диагностики и консультирования «Диалог», г. Москва:
— Если ребенок попал в детское учреждение, (даже если ему было всего два года) — у него уже есть своя история. В памяти ребенка может не сохраниться вся ситуация, связанная с кровной семьей, но его организм время от времени будет «вспоминать» о ней и реагировать. Это могут быть и внезапные приливы краски к лицу, и бледность, неожиданные слезы. Ребенок играл, вдруг мимолетные эпизоды прошлого всплыли в памяти, растревожили, — он замкнулся, бросил игру, ушел в уголок…
Если с прошлым связана какая-то травма — физического, психологического характера, — она так или иначе будет проявляться в поведении ребенка. Чтобы травма нанесла как можно меньше вреда, он хочет сообщить о ней. Если ребенок еще не говорит, он может проигрывать ситуацию. Например, во время игры демонстрировать, как одна игрушка бьет другую. В этот момент родителям нужно подключаться к игре и помогать ребенку «высказаться» и затем правильно выстроить ситуацию разрешения конфликта. Например, изменить сюжет игры, введя нового персонажа, который приходит на помощь.
Ася Печенина, педагог–дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо, г. Москва:
— Важно помнить: то, что происходило в «предыдущей жизни», ребенок может и не рассказать, а, например, показать... в рисунках, так проявляя свои внутренние тревоги. Рисунок — отражение внутреннего мира ребенка. Родителям стоит обратить внимание: если колорит в основном черный, темно-синий, темно-коричневый, ярко-красный — значит у ребенка есть некоторая внутренняя тревожность и даже агрессивность.
Рисунки маленьких детей (трех–четырех лет), как правило, говорят сами за себя. Если в них постоянно присутствуют угловатые линии, если ребенок рисует человечка, снабжая его большим количеством зубов, волос, иголок — родителю следует обратить внимание на внутреннее состояние ребенка. Можно спросить самого малыша: «Что ты нарисовал?»
Рассказывает Марина, в семье которой воспитываются две приемные дочери: «Первые рисунки старшей дочери Кати были в черных тонах. За два года в семье ее рисунки очень изменились. Сейчас они ярких, сочных, праздничных цветов, с жизнеутверждающими сюжетами и обязательным изображением солнца. Очевидно, ее отношение к своему месту в семье постепенно изменилось. Сначала на рисунках изображались мама с папой и она сама — поодаль. Сестренка вообще не присутствовала. Хотя Катя общалась с Алиной хорошо, но не воспринимала ее как члена семьи. Лишь полгода назад Алина стала появляться на Катиных картинах. Менялся и масштаб. Сначала самой крупной фигурой на рисунках была мама. И лишь недавно она показала нам свое произведение, где все выстроены по рангу: самый большой и главный — папа, за ним мама, Катя и самая младшая — сестренка Алина».
Ольга Поварова: Приемным родителям очень важно знать историю ребенка и ситуацию, откуда и как он попал в детский дом. Угадать, какие воспоминания у ребенка остались, невозможно. В первые месяцы пребывания в новой семье ребенок, часто даже без повода, может рассказывать о том, как он жил в семье, из которой попал в детское учреждение. В том числе он может рассказать о сценах насилия, если они имели место, о своих обидах… Здесь очень важно родителям все выслушать спокойно и внимательно: ребенку необходимо выговориться.
Ася Печенина: Действительно, как приемные родители отнесутся к ситуации, в которой находился ребенок, к его кровным маме и папе, так и ребенок будет относиться к приемным отцу и матери, и в целом к своей новой семье.