Перейти на полную версию страницы

Благовещение в Московском Кремле

Одним из самых известных храмов, посвященных празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, является Благовещенский собор Московского Кремля.
Первое строение на месте нынешнего каменного собора, было возведено еще на рубеже XIII–XIV веков – это была деревянная церковь Благовещения на каменном основании.
В конце XIV века постройку из дерева снесли и возвели небольшой каменный храм с подклетом. В этом помещении, по некоторым сведениям, хранилась царская казна.

Благовещенский собор, внутреннее убранство

В XIV столетии храм играл важную роль в жизни страны. Во-первых, он располагался рядом с царским дворцом и, следовательно, был домовым храмом правителей. Во-вторых, здесь крестились, исповедовались и венчались великие князья Московские; настоятели собора были духовниками великих князей, а впоследствии – царей.
Благовещенский собор связан с именами двух великих мастеров-иконописцев: Феофана Грека и Андрея Рублева. До нас дошла запись от 1405 года о том, что «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Именно здесь впервые и было зафиксировано в документах имя будущего великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.
Иконописцы расписали не только стены собора, но и иконостас, который стал поистине шедевром русского иконописного искусства. Образы деисусного чина были написаны на досках высотой более двух и шириной более одного метров. Для того времени иконостас был очень внушительным.
Помимо общего замысла и прорисей Феофан Грек написал для иконостаса три центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», также ему принадлежит образ «Апостол Павел». Преподобный Андрей Рублев написал для Благовещенского собора образ «Архангел Михаил», а также семь икон праздничного чина.
Почти в самом конце XV века собор ждали серьезные изменения. В 1484 году, по повелению великого князя Ивана III, прежний каменный храм был разобран и заново заложен. Спустя пять лет – в 1489 году – его строительство завершилось. Собор теперь венчали три купола, а сам он с трех сторон был окружен крытой галереей. Так как здание возводили мастера из Пскова, то в нем отразились многие черты псковской архитектуры.
Иконы и величественный иконостас были заранее сохранены и помещены в новый собор, а вот роспись стен пришлось делать заново. Правда, и в этот раз ею занимался знаток своего дела. В 1508 году стены были украшены мастерами под руководством известного иконописца Феодосия, который был сыном и учеником не менее известного Дионисия.
Так как собор всегда был домовым для князей и царей, то и роспись в нем была на соответствующую тему: на стенах собора – образы великих императоров Византии, а также русских князей – Владимира Мономаха, святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других. Помимо этого особенностью росписи (стены паперти) являлось изображение двенадцати мудрецов-язычников: Аристотеля, Плутарха, Платона и других. Эти образы символизировали то, что приход Мессии предчувствовали не только иудеи, но и язычники, которые жили, может, и не по заповедям, но по закону совести.
Вся роспись Благовещенского собора затем неоднократно реставрировалась и поновлялась. Так было при царе Алексее Михайловиче, императрице Екатерине II, а также в XIX веке (т. е. трижды).

В правление Ивана IV Грозного собор снова перестроили. На четырех его углах были возведены одноглавые приделы, а основное здание стало пятиглавым: в итоге собор увенчали девять (!) глав.
В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Так, было разрушено крыльцо здания. Через полгода, в марте 1918 года, когда правительство большевиков заняло Кремль и запретило доступ в него посторонним, был закрыт и Благовещенский собор.
В наше время здесь действует музей.
Что касается святынь, то в Благовещенском хранилась икона Божией Матери «Донская», с которой святой Димитрий Донской шел на Куликово поле. Позднее она была перенесена в Донской монастырь столицы. Другие же святыни – это чудотворная икона Божией Матери «Пименовская», принесенная в 1381 году из Константинополя патриархом Пименом, и крест святого императора Константина Великого. Его некогда подарил Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин.

Меню сайта

Помочь Фоме