В Галерее классической фотографии на Саввинской набережной до 1 декабря работает выставка по итогам первой, северной части фотодокументального проекта «От Белого до Черного».
Избегаю категоричных формулировок, но тут скажу — Олег Климов и его команда «матрографов» (матросов-фотографов) — самые настоящие «последние романтики от фотографии» нашего времени.
Воплощение безумного фотодокументального проекта «От Белого до Черного» стало возможным исключительно решительности, мужеству, огромной работоспособности и полному самоотречению ее участников. Купив на свои средства подержанную яхту, Климов назвал ее Freelancer, перевез в Питер, откуда по рекам и каналам яхта дошла до Онежского озера, где и началось путешествие.
Путешествие, цель которого — увидеть жизнь нашей страны с воды, пройдя ее поперек с севера на юг по природным и рукотворным водоемам. Прочувствовать на своей шкуре, как оно — идти по воде, без толковой радиосвязи, без цивильных стоянок, без электричества и практически без средств. Как оно — управлять яхтой, бороться со штормами, угадывать мели, шлюзоваться по нескольку часов и вместе с тем - снимать истории, узнавать людей и их судьбы, монтировать мультимедиа, писать тексты и выдавать их оперативно (насколько позволяла связь) в различные СМИ и на сайт проекта.
Историй и знаковых мест по пути следования яхты было очень много, - на одном Беломорканале ребята задержались на две недели, в онежском поселке Шальский — десять дней. На Рыбинском водохранилище матрографы даже «открыли» свой остров и назвали его Liberty, именем некоммерческого объединения документальных фотографов, которое Олег Климов создал совместно с фотографом и куратором Катей Богачевской.
К основному составу яхты приклеились отличные прозвища — Олег Климов стал «капитаном О», Артем Лежепеков, сломавший при швартовке руку - «одноруким штурманом», Александр Аксаков - «умелым моряком». Присоединившегося на последнем этапе молодого фотографа из Ижевска Евгения Петрачкова сразу окрестили «юнгой». Кстати, этот 22-х летний «юнга» все лето работал на подсобных работах только для того, чтобы приехать из Ижевска и попасть в экипаж «Фрилансера».
«Пусть мы сделали все на свои средства, пусть мы нищие, зато ни перед кем не надо отчитываться, мы свободны и это наше главное преимущество», - говорит Климов. «Жаль только, что традиционным масс-медиа не нужны такие проекты, но нам хватает общения он-лайн, отдачи от выставки и от публикаций в интернет-СМИ».
На различных этапах к экспедиции присоединялись фотографы Алексей Мякишев (Москва), Екатерина Соловьева (Гамбург), Сергей Трапезин (Москва), Павел Волков (Санкт-Петербург), Дмитрий Ткачук (Тюмень). В экспозицию вошло 120 черно-белых фотографий, несколько десятков инстаграмм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), мультимедиа, инсталляции из артефактов, принадлежавших экипажу и найденных во время экспедиции. В этом материале собраны карточки как вошедшие, так и не вошедшие в основную экспозицию.
Яхту матрографы оставили на зимовку в Зеленодольске, и в мае-июне 2014-го года стартует вторая, южная часть экспедиции. Она ждет новых участников, новых испытаний, новых историй. Но девиз ее, немного грубый, но точно выражающий суть путешествия, останется тем же: «Всех тошнит, а ехать надо».
Сергей Трапезин. Туристические теплоходы у села Горицы. Вологодская область, июль 2013.
Олег Климов. Берег Волги. Марий Эл.
Дмитрий Ткачук. Мариинский Посад, Чувашия. 2013.
Александр Аксаков. Мастер колокольного завода. Город Тутаев, река Волга.
Евгений Петрачков. Капитан и "матрографы".
Олег Климов. Рыбинское водохранилище, Ярославская область.
Сергей Трапезин. Село Горицы Вологодской области.
Олег Климов. Село Горицы Вологодской области.
Екатерина Соловьева. Олег Климов и Артем Лежепеков ведут яхту через Онежское озеро.
Алексей Мякишев. На набережной, Петрозаводск, июнь 2013.
Алексей Мякишев.Санкт-Петербург. Яхта проходит мимо Стрелки по Неве. Июнь 2013.
Алексей Мякишев. Ленинградская обл, Вознесенье. Мальчики прячутся у поклонного креста. Июнь 2013.