Перейти на полную версию страницы

Война с забвением

Глубина народной памяти — сто пятьдесят лет. Семь поколений. За этой чертой событие, даже ярчайшее, намертво, казалось, врезавшееся в людское сознание, тает в забвении. Уже через пятнадцать лет на земле не останется практически ни одного очевидца Великой Отечественной войны. Какой будет тогда наша память о ее героях?

Поисковые работы, посвященные Второй мировой, официально ведут три страны: Россия, Белоруссия и Германия. Но только в России и странах СНГ существует феномен общественного поискового движения. В России это движение самое масштабное — сотни тысяч наших солдат до сих пор лежат в земле, пропавшие без вести, безымянные, никем не найденные, забытые... но не всеми. На федеральном уровне у нашей страны нет поддержки общественного поискового движения, удел поисковиков — личная инициатива, в лучшем случае — забота муниципальной власти. Но в регионах денег на поисковые работы нет, поэтому все держится на энтузиазме очень разных людей — подростков и взрослых, студентов и пенсионеров, поисковиков в нескольких поколениях. Весной и осенью эти люди берут отпуск на несколько недель и едут не на море, не за границу, а идут отрядами в глухие леса — с рюкзаками, металлоискателями, лопатами. И там — ищут, копают и предают земле останки советских солдат. Делают они это практически без поддержки властей, более того — большой удачей считают случаи, когда не встречают с их стороны противодействия.

 Несколько лет назад при строительстве коттеджа под Стрельной в Ленинградской области гастарбайтер-молдаванин нашел в земле останки нескольких солдат — с частицами амуниции времен Великой Отечественной. Это, скорее всего, были участники Стрельнинского десанта — героической, но безуспешной попытки прорвать блокаду, в ходе которой погибли сотни солдат. Придя к хозяину будущего дома с вестью об этом, работник услышал: «У тебя есть два часа, делай с этим что хочешь, но чтобы через два часа работа продолжилась». И молдаванин, человек, приехавший на заработки и не знакомый с местными порядками, за два часа выяснил, что в Петербурге существует поисковое движение, отыскал телефоны ребят, которые сорвались с работы, приехали и успели поднять останки участников героического десанта. Но после этого найденные останки еще три года лежали у командира поискового отряда на балконе — власти не хотели хоронить героев Стрельны с почестями на мемориале. Останки амуниции солдат, которые ребята им предоставили, впечатления ни на кого не произвели: «Да это “братки” своих порешили, что вы нам эти кости суете?!» И только благодаря вмешательству прессы и священника, занимающегося историей блокады, удалось наконец привлечь внимание государства к находке. Вот так: простому гастарбайтеру понадобилось несколько минут, чтобы понять, как нужно поступить с останками героев, — а власти?.. Вот чем патриотизм народный отличается от официозного, декларируемого.

 Пропавшие без вести считались Сталиным предателями, перебежчиками, дезертирами — посмертно. Не снято это клеймо с тысяч солдат и сейчас. Когда поисковые отряды находят кости погибших и по именным медальонам (которые, кстати, есть только у солдат, призванных до 1942 года, — потом Сталин отменил медальоны и тем самым обезличил советскую армию) и чудом уцелевшим надписям на ложках, флягах, котелках узнают их имена — они снимают с них позорное клеймо. Сообщают родственникам, если те еще живы: «Не ищите в немецких архивах, ваш дед геройски погиб на родной земле».

Какой помощи ищут поисковики от Церкви? Только Церковь говорит о вещах священных. Священна наша память, история, Родина, подвиг самопожертвования, имя человека, его бессмертная душа… Священно и тело — носитель богоподобной души. Оно будет воссоздано Творцом в день Судный. И когда вместе с остатками техники, амуниции, оружия поисковики поднимают останки солдат — должно быть понятно: именно они, эти останки, а не артефакты далекой войны и трофеи, — смысл и задача поисковой деятельности! Останки солдат, чьи души взирают на нас с далекого Поднебесья, — вот главные находки поисковиков.
И их нужно похоронить по-христиански: с любовью и молитвой, в специально вырытой могиле, которая не станет потом забытой и заброшенной. И тогда зовут священника, ведь только Церковь призывает к памяти вечной! Протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице, в течение многих лет духовно окормляет поисковое движение в Ленинградской области, Фонд защитников «Невского плацдарма» и Общественный совет «Дороги Жизни», которые действуют при храме. Есть и особые итоги его деятельности — он похоронил более тридцати тысяч (!) останков наших солдат. И на каждое захоронение он, духовник Петербургских духовных школ, берет с собой студентов семинарии и академии. По убеждению отца Вячеслава главная составляющая победы — духовная. Побеждают не оружием, числом или даже умением. Побеждают духом. Не имеющий духовного приоритета не сможет использовать никакое другое преимущество, не сможет и удержать победу. И любовь к Родине, лежащая в основе патриотизма, — любовь не меркантильная и материальная, но — духовная.

 Отец Вячеслав ведет широкую архивную и общественную деятельность, посвященную Великой Отечественной и ее урокам. При Радосте-Скорбященском храме создан уникальный музей обороны Ленинграда, рассказывающий о духовной составляющей народной и священной войны. Будучи членом Общественной палаты Ленинградской области, избранный туда поисковиками, отец Вячеслав озвучивает проблематику поискового движения и этические проблемы, связанные с войной, в стенах правительственных структур и даже Госдумы. Кроме того, отец Вячеслав — благочинный Кировского округа Ленинградской обрасти. Именно там расположены и легендарный «Невский пятачок», и мемориальный комплекс «Синявинские высоты», и малоизвестные Гайтолово, Тортолово, Мга — многочисленные места боев, заслуживающие славы Бородина, Куликова поля или Брестской крепости... И если бы не Церковь — построили бы на этих местах мусорный полигон, засыпав 15-метровым слоем мусора непогребенных защитников Родины!

Больше всего отец Вячеслав боится, чтобы молодые поисковики не привыкли к войне и не разочаровались в стране, забывающей «своих» на поле боя... Потому что юноши и девушки приходят в поисковые отряды с надеждами и мечтами, и им хочется свидетельствовать всему миру об этом: «Смотрите, вот она — живая память! Вот наша история, наши деды и прадеды, вот наша настоящая Родина!» Но государству лежащие по лесам и болотам солдаты чаще всего не интересны. А интересны они мародерам, из-за которых поисковикам приходится держать в секрете координаты обнаруженных полковых и дивизионных кладбищ. Трудно после этого верить в свою страну... Но, как ни странно, эти ребята продолжают поисковое дело с негаснущим энтузиазмом. Может, потому, что есть истинный, не лозунговый патриотизм, и, возможно, даже среди чиновников? Или потому, что ребята видят, насколько необходимо то, что они делают, однополчанам и родственникам тех, кого они находят, засыпанных землей, — в окопах и братских могилах?
…Кончился май — шестьдесят пятый после Победы. Их будет еще много впереди — этих Победных дней. И носителями памяти Великой Отечественной, теми, кто скажут о ней нашим потомкам, станут те, кто сейчас к ней причастен: кто-то со щупом и рюкзаком в лесу, кто-то — неделями работы в архивах, кто-то — осмыслением ее нелегких и поучительных уроков. Среди них будет и протоиерей Вячеслав Харинов…А пока поисковые отряды снова отправляются на поиски еще неизвестных героев. Не к «знаменательной юбилейной дате», не в рамках какой-то «правительственной инициативы», а потому что это — их Дело.

Меню сайта

Помочь Фоме