Перейти на полную версию страницы

Преподобный Серафим Саровский. Икона.

Один из самых известных типов иконографии преподобного Серафима Саровского создан на основе многочисленных прижизненных портретов старца, написанных живописцем Серебряковым.
Семен Серебряков родился в городе Арзамасе. Приблизительно в 1828 году (за пять лет до кончины старца) он пишет второй прижизненный портрет преподобного Серафима, а в 1845 году сам поступает в монастырь Сарова, где вместе с сыновьями делает роспись собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Впоследствии Семен Серебряков принимает монашеский постриг с именем Иосиф и продолжает писать портреты преподобного Серафима до самой своей кончины в 1862 году. Именно с портретов Серебрякова в дальнейшем были сделаны многие типы иконографии преподобного Серафима Саровского.

Согбенность – это результат разбойничьего избиения, которому подвергся преподобный Серафим, живя в отшельничестве в лесу. С тех пор, святой всегда ходил немного согнувшись.

Необычно бледное лицо и взгляд преподобного – по замечанию одного из исследователей жизни святого Л.И. Денисова, это было лицо, «носящее на себе следы его преклонного возраста и многолетних подвигов».

Четкое разделение в одеяниях преподобного – черная мантия в складках и поверх нее белая епитрахиль с синими крестами и каймой. Черная мантия – это монашеское одеяние Серафима Саровского; белая епитрахиль сверху – знак того, что преподобный был иеромонахом, то есть священником в монашестве, а значит, мог совершать Таинства Церкви и другие богослужения.

Иконография «серебряковского» типа образа преподобного Серафима Саровского:
Поясное изображение немного согбенной фигуры преподобного в овале, на оливковом фоне.

Нимб – символ святости, присутствие особой Божией благодати на человеке. В иконографии преподобного Серафима Саровского официально нимбы появились только после его канонизации в 1903 году. Однако, как и титул, нимб часто рисовался от руки на портретах еще задолго до прославления старца в лике святых. По свидетельству исторических источников, сразу же после кончины преподобного под его портретами от руки надписывали полный титул и освящали. Так начиналось народное почитание святого.

Ладонь, прижатая к груди – символ молитвенного состояния, смирения, постоянное внутреннее предстояние человека перед Богом.

 

Меню сайта

Помочь Фоме