Так как же?
Можно наблюдать два типа отношений к встрече Рождества: «Ой, как жаль, что Новый год приходится на Рождественский пост, чего только не приходится выдумывать, чтоб все-таки отметить!» и «Как неприятно, что на Рождественский пост приходится встреча Нового года! И поздравлять нужно, и тебя поздравляют, и в гости зовут, и намекают, что могли-де, мол, и пригласить, — а тут последняя седмица поста, тут-то бы и помыслить о Спасителе, грядущем в мир!».
А ведь возможна золотая середина, царский путь: молебен Новолетия 31 декабря вечером (сейчас уже все чаще и ночную Литургию служат), возможно — общая трапеза, не столько обильная, сколько радостная... А как при этом обойтись с нецерковными родными и знакомыми — это уж насколько мы сведущи в любви Христовой...
Предначинательные недели Великого поста особого интереса не вызывают. Другое дело — масленица. Христиане на этой неделе воздерживаются от мясной пищи и с удовольствием едят молочное, рыбу, яйца. Заговение — это всего-навсего «прощание» со скоромными продуктами перед Великим постом. В церковь в эту неделю ходят немногие, но зато уж самые ценители красоты церковного пения и чтения. Зато все, кто собирается (и не собирается) поститься, едят, едят, едят...
Но только не надо выдавать это за христианские традиции. Традиции, да. Но языческие. Для смирения полезно понять, как много в нас язычества. Но всячески вредно считать, что этим мы «обогащаем» христианство. И что нам пользы в том, что Великим постом мы будем изощряться в пищевом постничанье, а душу свою не убережем от превозношения и элементарной озлобленности?
Вот и Страстная, которая называется так потому, что вся посвящена воспомоминаниям о последних земных днях Спасителя и Его смертным страстям. А вот народный обычай властно велит в четверг красить яйца. А по церковному обычаю в четверг у нас Литургия в воспоминание Тайной Вечери, когда весь храм поет Вечери твоя тайныя днесь и все причащаются. А вечером — служба 12-ти Евангелий. Оно конечно, выбрать пару часов для окраски продукта можно, но если не вкладывать в этот процесс особых страстей. А в пятницу служба Плащаницы... А в субботу такая Литургия, какая бывает раз в год, и пропускать ее просто не хочется... А тут изготовление куличей, пасхи, уборка и куча хозяйственных хлопот...
Да еще вот стремительно разросся довольно-таки, если честно говорить, некрасивый обычай посещать на Пасху могилы, да еще там выпивать и бросать освященную еду. А всего этого делать вообще не нужно, тем более что есть после светлой седмицы день поминовения усопших — Радоница.
Очень сильно расходятся между собой вовсе не старостильный и новостильный календари — это бы еще ничего, — а христианское и псевдонародное, самодеятельное представление о том, как проводить христианские праздники.
Так как же правильно?
Главное для нас — это, конечно, молитва. Жизнь верующего невозможна без нее, и уж тем более невозможен без нее праздник. Помолиться в храме, постараться причаститься в этот день для христианина важнее всего, потому что без Литургии, без связи с Богом Церкви не существует, а следовательно, не существует и христиан.
Сейчас толпы вокруг церквей на ночных службах уже не столь внушительны, как было еще лет пять назад, что не в последнюю очередь объясняется тем, что храмов стало гораздо больше. Но теперь подавляющее большинство людей молятся на службе потому, что они сделали выбор в пользу молитвы, а не просто наблюдения со стороны. Нет, я не хочу обидеть тех, кто смотрит службу по телевизору или заходит в храм из любопытства — интерес к жизни Церкви может только приветствоваться…
С молитвы праздник православного христианина начинается, но ею не ограничивается. У Церкви есть масса рождественских и пасхальных традиций; к одной из традиционных для Руси форм праздника можно отнести посещение тех, кому в этот день не так просто радоваться, тех, кому плохо. Для старой, дореволюционной России это было нормальной практикой: в дни больших церковных праздников люди шли в больницы, в тюрьмы, ко всем нуждающимся…
Такое отношение как-то не вяжется с современным пониманием праздника и выходного дня как такового. Общество потребления ультимативно требует другого: выходной, праздник — это когда все для себя любимого, когда вселенная вращается вокруг тебя в бешеном темпе. Хватит ли у нас сил изменить этот подход и вспомнить о том, что сердце и совесть не позволяют праздно резвиться, помня о тех, кто нуждается в помощи?
На Рождество Святейший Патриарх Кирилл посетил психоневрологический корпус детской больницы имени Филатова в Москве. Предстоятель Русской Церкви поступает так на каждое Рождество и Пасху. А в минувшем году день своего рождения он встретил в детском хосписе в Санкт-Петербурге. Тогда Патриарх сказал:
— В день рождения человек ждет положительных эмоций, и обычно окружающие предоставляют ему эти эмоции — в виде поздравлений, добрых пожеланий, подарков. По опыту знаю, что посещение таких мест не просто обогащает меня положительными эмоциями, но внутренне, духовно поднимает и поддерживает.
Кстати, именно это посещение хосписа Святейший Владыка назвал главной встречей года, отвечая на вопрос Дмитрия Киселева в интервью телеканалу «Россия 1». И это пример того, что милосердие можно сделать неотъемлемой частью праздника, превратить его в средство достижения радости и внутренней гармонии.
Прекрасно понимаю, как сложно достичь такого отношения к миру. Но попытаться следует.
Тогда это и будет настоящее практическое христианство.