Тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, хазары, татары, турки, славяне. В чьи только руки не переходила эта благословенная Небом земля, расположившаяся на перекрестке цивилизаций. Каждый народ оставлял здесь глубокий след, вписывая новые страницы в летопись полуострова. Эти истории – живые, яркие, трогательные. И самые важные из них – это жития христианских подвижников, которые во многом определили лик современного Крыма. Сегодня, в день памяти Собора Крымских святых, мы расскажем о некоторых из них.
Апостол Андрей Первозванный
Святые Климент и Мартин, папы Римские
С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика – святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго – в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.
Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса
Святители Стефан и Савва Сурожские
Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.
Другой святитель – Савва – почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.
Святитель Иоанн Готский
Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)
Самые последние в списке крымских святых – практически наши современники. Они не были выходцами с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано – с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы. А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры.
Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям – священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.
В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.
К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы – покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.
Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.
Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 – 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.