Перейти на полную версию страницы

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ГРАБАРКУ

Польшу принято считать страной католической, но действительность богаче этого образа. Ведь Православие на протяжении более чем тысячелетней истории было важным элементом конфессиональной структуры Польши. Обстоятельства менялись, были и притеснения, и периоды упадка, но традиции сохранились, а главное — оставались и остаются люди, исповедующие Православие.

Мои родители воспитали меня в православной вере, восприняв ее от своих отцов и дедов. Оба пели в церковном хоре и мне сумели привить любовь и понимание красоты церковного пения и служб. Но несмотря на то, что Православие в Польше живо, мы по сей день все-таки являемся религиозным меньшинством и напоминаем скорее большую семейную общину, которая старается беречь то, что дорого. Так было и с паломничеством на Святую гору Грабарку.

Грабарка — главная святыня православной Польши. Каждый год уже более двух веков накануне Пасхи и Преображения Господня многие тысячи людей собираются в городе Белостоке и отправляются в пешее паломничество к монастырю святых Марфы и Марии на Грабарке. Обычно оно длится четыре дня и завершается грандиозным празднованием. По традиции паломники несут с собой деревянные кресты, символизирующие просьбу о помощи и благодарность за услышанную молитву. Именно поэтому Грабарку называют еще «Горой крестов».

В какой-то момент походы стали малочисленными и даже сошли на нет. Но с 1980-х годов Православная Церковь в Польше переживает подъем. Ее права стали расширяться, церковная миссия усложнилась, в крупных городах и маленьких селах стали открываться новые храмы, в приходах появляются братства православной молодежи (не официальные структуры, а настоящие инициативы «снизу»). Эти братства, собственно, и начались на Грабарке, когда в 1980 году на первой встрече молодежи на Святой горе было принято решение о создании общепольской организации, вовлекающей молодежь в церковную жизнь.

И вот в последние годы то, что было угасающей традицией, приобрело важнейшее значение и коснулось меня лично.

Организаторы подробно и заранее рассчитывают маршрут на Грабарку, чтобы долгий пеший путь оказался посильным для паломников. Выкладывают маршрут в интернете, обеспечивают транспортировку багажа и медицинскую поддержку, договариваются о горячих обедах в приходах, которые находятся на пути следования паломников. Все везде заранее готово. Утром Литургия, днем обед, вечером паломники молятся и расходятся по семьям или ночуют при храме, в палатках. За годы сформировались традиции гостеприимства, и местные жители с удовольствием принимают у себя паломников. Молодежь заранее собирается в лагере при Марфо-Мариинском женском монастыре, готовят вместе с матушками прием: убирают, чистят дороги и лес, готовят еду к праздничной трапезе. А потом на Святую гору приходят паломники. Это впечатляющее зрелище! Вокруг располагается огромный лагерь, несколько десятков тысяч человек. Костры, палатки, люди приезжают на машинах. В ночь служится до пяти Литургий, так как желающих причаститься тысячи…

Я много путешествую, иногда бываю в паломничествах в Польше и в России, где нахожусь по долгу службы. Однажды вместе со своей питерской подругой и ее дочерью мы поехали в монастырь. Помню, дочка, молодая девушка, стояла у раки преподобного Александра Свирского и была абсолютно беспомощна, не знала, что делать. Тут к ней подошла матушка и ласково шепнула: «Просто подумай и скажи в мыслях Богу и этому святому человеку все, что ты хочешь, так, как ты умеешь». Эта девушка — хороший, открытый человек, но она просто не умеет молиться, не знает, как обратиться к Богу со своими чаяниями и надеждами.

Я задумалась тогда: ведь проблема не в этом конкретном человеке, а в исторической действительности, в страшных обстоятельствах, когда за годы советской власти были уничтожены, разрушены до основания и храмы, и традиция, и вера. Как мне было грустно осознать, что для возрождения утраченного понадобится невероятно много времени. Я вспомнила свою дочь и ее друзей, которые больше десяти лет каждый год ездили в молодежный лагерь на Грабарку и возвращались оттуда счастливыми и одухотворенными. Это и по сей день остается важной частью их жизни. Вспомнила, как дочка на Пасху готовила прекрасную творожную пасху. Этому она когда-то давно научилась от знакомой пожилой матушки, жены православного священника, эмигрировавшей с ним после революции в Польшу...

В современном обществе много проблем (я рассуждаю об этом и как консул, и как психолог, долгое время занимавшийся реабилитацией наркозависимых, и, наконец, просто как человек): семьи распадаются, растет число разводов, алкоголизм и наркомания процветают в молодежной среде.  Все это во многом следствие того, что люди выросли в безверии. Они не умеют договариваться ни друг с другом, ни с самими собой. Как будто бы не понимают, ради чего живут. Не видят, к кому обратиться со своей тревогой и болью. Вспоминая историю в Александро-Свирском монастыре, я понимаю, что в России, которая мне так же близка, как и Польша, очень нужна Церковь. Без веры трудно. Сегодня как никогда важно передать веру нашим детям, чтобы они знали и помнили, что Христос — рядом. Впрочем, и нам самим, взрослым, нужно оставаться в вере, следовать заповедям, быть мудрыми и добрыми учителями детей. Ведь дети — это глина: что мы вылепим, то и получим...

фото Александра Астафьева

Меню сайта

Помочь Фоме