Именно поэтому я на одном дыхании прочел всю вторую половину журнала: материалы разделов «Планета людей» и «Пространство культуры», посвященные людям, которые делают Дело. Это по-настоящему интересно, и это чудо. Все мы в жизни жаждем обыкновенного чуда, реального, осязаемого, которое люди творят с помощью Божьей. Герои материалов «Фомы» умеют делать чудеса в самых разных областях жизни. В музыке — Теодор Курентзис, удивительный грек, нашедший вдохновение в холодной Сибири. В кино — замечательная актриса Ольга Остроумова. В приходской жизни — священник Владимир Сафронов из Тверского села. В образовании — батюшка Алексий Василенко, в очерке о котором меня поразила одна фраза: «Оказалось, что когда речь идет о живом деле спасения, старым оппонентам — науке и Церкви — нечего делить». Я ведь сам занимаюсь делом, которое долгое время считалось греховным и вокруг которого (как и вокруг взаимоотношений науки и веры) до сих пор идут жаркие споры. В свое время духовник посоветовал мне почитать прекрасный рассказ Николая Лескова «Скоморох Памфалон», который помог мне понять, что профессия актера не плоха сама по себе: дело всегда в том, как ты ей воспользуешься. Актерство может быть греховным, а может стать поворотным к вере. Ведь искусство — это душевное воспитание. И не зря говорят, что для того, чтобы человек приблизился к духовному, надо размягчить его душу, что мы и пытаемся делать — каждый в меру своего таланта и доброты…
«Фома» напомнил мне об одном человеке — замечательном художнике Сергее Симакове, с которым я познакомился лет двадцать тому назад. Спустя годы я случайно встретил его вновь: я присутствовал на фестивале в Угличе, и после него нас, участников, отвезли за город в храм Архангела Михаила, настоятелем которого оказался... тот самый художник. Он принял сан, покинул Москву, и на деньги, вырученные от продажи своих полотен, стал восстанавливать в угличских лесах разрушенный монастырь. Знаете, ведь на самом деле таких людей очень много в России, и именно через них можно почувствовать живую веру.
Вообще мне кажется, что разговор с людьми неверующими и сомневающимися надо вести именно так: вера через культуру, вера через добрые дела. Безусловно, журнал рассчитан на очень разную аудиторию: кто-то ищет на его страницах богословские статьи, кому-то важны рассказы о пути к вере, другим интересно читать интервью с талантливыми и известными людьми. Каждая рубрика «Фомы» найдет своего читателя, но мое сердце отзывается именно на простые, жизненные вещи, через которые мне яснее видно, что такое подлинное христианство. Я благодарен «Фоме» за эти маленькие чудеса, почти бытовые, произошедшие будто на соседней улице. Они помогают жить, дарят надежду и радость.