Перейти на полную версию страницы

Громкое молчание

Рубрика нашего журнала под названием "Хронос" посвящена интересным событиям истории христианской Церкви после окончания земного служения Иисуса Христа. Эта история насчитывает уже более 2000 лет, в ней много замечательных и необычных страниц, иногда малоизвестных даже для самих христиан. Первая тема для рубрики была выбрана сразу — это свидетельства о евангельских событиях и Личности Иисуса Христа, оставленные современниками этих событий — нехристианами.

Заметим, что таких свидетельств сохранилось крайне мало. Именно это обстоятельство дало повод некоторым историкам ХIХ-ХХ веков говорить о так называемом «молчании века» (имеется в виду I век по Р.Х.) и делать вывод о том, что Иисус Христос как историческая личность это миф, придуманный иудеями, желавшими обновления своей религии. Однако в наше время подавляющее большинство ученых признает подлинность пусть и немногочисленных, но неоспоримых свидетельств земной жизни Иисуса.

Что же касается их малочисленности, 2000 лет назад самым быстрым средством передвижения была лошадь, и информация распространялась крайне медленно. Кроме того, речь шла о казни обычного галилейского плотника. Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос по профессии был именно плотником. И казнь простого ремесленника из маленькой римской провинции Иудея вряд ли сразу должна была заинтересовать кого-либо в царствующем городе Риме. И тем не менее (если даже не принимать во внимание Евангелия как достоверный источник), Христос и христиане появляются в документах эпохи сравнительно скоро.

"Свидетельство Флавия"

И в хронологическом порядке, и по своей значимости, на первом месте для христиан стоят свидетельства иудейского историка Иосифа Флавия. До нас дошло несколько исторических трактатов Флавия на греческом языке: «Иудейская война» (события антиримского восстания иудеев 66-74 годов), «Иудейские древности» (история иудейского народа от сотворения мира до восстания против римлян 66 г.) и его собственная автобиография под названием «Жизнь». Интересующий нас отрывок находится в XVIII главе трактата «Иудейские древности».

В контексте книги он относится к периоду между 26-36 годом по Р.Х. Вот дословный перевод этого отрывка: «Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени». (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», книга ХVIII, глава 3. Цит. по книге «Иисус Христос в документах истории», «Алетейа», Санкт-Петербург, 2000 г., стр. 87).

В течение веков авторитет этого свидетельства считался непререкаемым, и он цитировался всеми христианскими историками, однако в середине XIX века критические исследователи высказали первые сомнения относительно достоверности этого отрывка. Их суть в следующем: невероятно, чтобы такой правоверный иудей, как Иосиф Флавий мог сомневаться в человеческой сущности Иисуса, называть Его Христом, признавать Его чудеса, воскресение из мертвых и видеть во всем этом исполнение слов древнееврейских пророков. Вся иудейская религия строилась (и строится до сих пор) на ожидании Мессии-Христа. Это то же самое, если бы какой-нибудь христианин вдруг заявил, что уже было второе пришествие Христа, Страшный Суд, награда праведникам и осуждение грешников.

Церковь Христа

На основании этих аргументов уже к концу XIX века весь вышеприведенный отрывок свидетельства Иосифа Флавия о Христе стал восприниматься как поздняя вставка, сделанная каким-нибудь христианином-переписчиком.
Однако в 1902 году в библиотеке монастыря св. Екатерины на Синае была обнаружена рукопись на арабском языке под названием «Всемирная история», принадлежавшая перу некоего сирийского епископа Агапия. Этот труд был написан в X веке и содержал обширные цитаты из произведений Иосифа Флавия, который, как уже сказано, был непререкаемым авторитетом в историческом мире. В рукописи был и рассматриваемый отрывок «свидетельство Флавия о Христе», но совершенно в другой редакции. Долгое время на него не обращали внимания в научном мире, но в 1970-х годах он был все же исследован и опубликован. Вот перевод: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус, образ жизни которого был безупречным и [который] был известен своей добродетелью. И многие из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, но те, которые были его учениками, не отреклись от его учения. [Они] утверждали, что он явился им через три дня после своего распятия, и что он был живой. Поэтому-то, полагают, он был тем Мессией, о чудесных деяниях которого возвестили пророки». (Цит. по книге «Христос в документах истории», стр. 128).
В этой редакции «свидетельства» автор не сомневается в человеческой сущности Иисуса и не упоминает о Его чудесах. Вместо категоричного утверждения, что «это был Христос», стоит неопределенное: «полагают, что он был тем Мессией», и, наконец, сообщение о Воскресении Христа на третий день после распятия приписывается слуху, исходящему из среды самих Его учеников, а не словам божественных пророков. Большинство современных исследователей признало, что такое мог написать только не-христианин, то есть вариант Агапия признается ими более близким к оригиналу Иосифа Флавия. При этом возраст рукописи не столь для нас существенен, важно, что арабский перевод донес до нас текст Флавия именно в такой редакции.
Возможно, что этот первоначальный текст иудейского историка и подвергся потом правке какого-нибудь ревностного христианина, но главное он существовал. Не было того «молчания века», о котором так долго говорили представители исторической критики, пытаясь опровергнуть Христа как историческую личность.

Справка:

Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х., по-еврейски: Иосеф бен Маттитйаху Иосеф, сын Матфия) родился в 37 году по Р. X. (всего лишь через 4 года после окончания земного служения Христа) в знатной иудейской семье, жившей в Иерусалиме. Иосиф получил блестящее для своего времени образование, но, тем не менее, оставался ревностным последователем отеческих законов; и когда в 66 году в Иудее вспыхнуло народное восстание против римлян, он встал во главе одного из повстанческих отрядов.
Это было время напряженного ожидания Мессии-Царя (по пророчествам, Он должен был вот-вот прийти) и освободить, наконец, израильский народ от римского гнета, поставив его властвовать над всем миром. Однако ожидаемый Мессия всё не приходил, поэтому в среде религиозных учителей Израиля уже в начале первого столетия по Р.Х. возникло движение так называемых зилотов (ревнителей греч.). Они говорили, что Христос не приходит из-за пассивности самого народа, из-за того, что израильтяне смирились со своим положением «римских рабов». Но если народ поднимет восстание, активно включится в борьбу против римлян, то Мессия наконец придет и поддержит общенародное восстание, окажет помощь в освобождении от захватчиков. Кроме того, в это время появилось много лжепророков и лжемессий, которые тоже увлекали людей, находившихся в напряженном ожидании Христа, своими лживыми обещаниями. И лишь немногие из иудеев увидели в смиренном, не претендовавшем на роль народного вождя-освободителя Иисусе истинного Мессию.

Таковы истоки восстания 66 года, приведшего в 70 году к взятию и разрушению Иерусалима римскими войсками, когда потерявшие надежду на появление Спасителя иудеи прыгали с горящих стен города разбивались насмерть, только бы не сдаваться захватчикам.
События, произошедшие с Иосифом и его отрядом, как раз и явили весь героизм и в то же время трагедию иудейского народа. Римский полководец Веспасиан (будущий император), который был послан на подавление восстания, в 66 году вступил в Иудею и осадил город, в котором укрепился Иосиф, и после 47-дневной осады взял его.

В своей автобиографии Флавий рассказывает, как он с остатком отряда сорока воинами укрылся в подземелье. Веспасиан предложил им почетную капитуляцию и сохранение жизни, однако повстанцы предпочли самоубийство сдачи в плен. По иудейскому Закону самоубийство тяжкий грех перед Богом, поэтому члены отряда по очереди убивали друг друга, пока очередь не дошла до последнего... Им оказался Иосиф, который не стал убивать себя, а просто сдался в плен.

Через два года Иосиф был освобожден, переселился в Риме и принял родовое имя императора Флавий (согласно римским законам, раб, который получал свободу, принимал родовое имя бывшего хозяина). Император Веспасиан дал бывшему врагу права римского гражданства, пенсию и помещение во дворце, где тот спокойно мог заниматься историческими трудами.

Умер Иосиф в Риме около 100 года.

 

Меню сайта

Помочь Фоме