Такая вот бестолковая юношеская апология крайнего индивидуализма. Порожденная недостатком жизненного опыта и самонадеянной уверенностью в безукоризненности собственных суждений.
Ну и наломал же я дров тогда, с такими понятиями о добре и зле… Даже вспоминать сейчас не хочется. Видимо, лишь горький опыт сделанных ошибок способен отрезвить молодую горячую голову. Однако, и сейчас, спустя десятилетия, я по-прежнему могу сказать, что на пространстве отвлеченного внерелигиозного морализаторства твердых критериев добра и зла найти невозможно. Сформулированный в известной народной поговорке принцип «Что русскому хорошо, то немцу – смерть» слишком уж очевидно демонстрирует правду секулярного нравственного релятивизма. Чтобы ему противостоять необходим какой-то абсолютно бесспорный аргумент, аксиома, которая принималась бы на веру, без доказательств, как абсолютная истина. Нужен безусловный эталон добра, сравнивая себя с которым можно было бы судить – насколько мы от него удалились, или приблизились.
Для меня таким критерием добра стал Христос. Не просто как – хороший человек, поступки которого мне симпатичны. Нет, для меня Христос – эталон добра потому, что я верю в его божество. Доказать это рациональным способом невозможно, можно лишь поверить, или лучше говоря - уверовать. Но точно так же невозможно доказать и абсолютность добра в категориях внерелигиозной морали. И уж если выбирать – какая вера будет определять мое отношение к вопросам добра и зла, то я тысячу раз предпочту веру во Христа любым абстрактным рассуждениям о некоей морали вообще. И ничего не смогу добавить к словам, которые когда-то произнесли галилейские рыбаки: «Господи, к кому нам идти? Ты один имеешь слова жизни вечной».
Фото Юлии Маковейчук - мозаика церкови Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре (музей Карие), Стамбул.