Перейти на полную версию страницы

Для чего на фресках и мозаиках изображают жития святых?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских "Царьград"

Сцены из жизни святых в монументальных росписях появились после сложного периода иконоборчества. Торжество Православия — это в том числе торжество праведников. Созерцание их жизненного пути мыслится Церковью как просвещение и назидание: верующим подается зримый образец христианского пути человека.

Один из первых святых, чью земную жизнь и посмертные чудеса начали подробно изображать, — святой Георгий Победоносец. Его житийные циклы распространены по всему православному миру. На Руси первые стенопис­ные рассказы о святых появились в Георгиевском и Петропавловском приделах Софийского собора в Киеве.

Житийные циклы постепенно расширялись до многосюжетных композиций, до целых повестей из двадцати и более живописных глав. Иконописец мог выбирать сцены из жития. Например, Николай Чудотворец совершил четыре чуда на море, но в роспись обычно включают одно из них. А вот «Деяние о стратилатах», основанное на письменном источнике IV века, изображается подробно, в трех сценах — так, как описано в тексте.

Фрагмент иконы «Торжество православия», первая половина XV в.
В центре композиции икона Богоматери Одигитрии, слева император Михаил III и императрица Феодора, восстановившие почитание святых икон.

Фрески монастырей рассказывают об основателях обителей, также часто встречаются деяния Иоанна Предтечи, покровителя монашества.
Современные иконописцы опираются на канонические образцы и тексты житий. Нашей мастерской довелось разрабатывать совместный житийный цикл благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Цикл основан на акафистах самим святым, а также Донской и Владимирской иконам Богоматери.

Меню сайта

Помочь Фоме