Перейти на полную версию страницы

DAS IST THOMAS!

Православных в Германии очень много. И они хорошо знакомы с журналом «Фома». Поэтому и пригласили в гости главного редактора Владимира ЛЕГОЙДУ в большое январское путешествие по стране. Вместе с радиоведущей Аллой МИТРОФАНОВОЙ и представителями «Фомы» в Германии Тимофеем и Эльвирой КИТНИС он проделал путь с юга на север, из Трира в Гамбург, по пути посетив Кельн, Дортмунд, Дюссельдорф, а также в Брюссель и Люксембург.

«Есть такой стереотип, - делился впечатлениями Владимир Легойда. – Дескать, в Сибири человеку жить трудно, приходится буквально выживать. А в Европе, да еще в Западной, – ну какие там могут быть проблемы? Там сладкая жизнь… Однако стоит приглядеться к этой жизни, и станет очевидно, что условия, в которых здесь находятся люди, и прежде всего духовенство, - очень непростые. Представьте ситуацию: священника благословили создавать приход, он приезжает в город, где всего два десятка наших эмигрантов, но они при этом поделены на две группы, которые друг с другом, мягко говоря, не ладят. Что в такой ситуации делать? Работать крайне тяжело, служить тем более... И если в таких условиях приход все же растет, а люди примиряются, значит, за этим стоит колоссальный пастырский труд».

В Германии много больших православных приходов. Так вышло, что в воскресный день, пик приходской активности, мы оказались в Гамбурге, в огромном (даже для России) и красивом храме во имя Иоанна Кронштадтского. Около двух часов Владимир Легойда отвечал на вопросы прихожан – о Христе и Церкви, о политике, о выборах Патриарха, о джинсах, о «новой экономической ситуации»… И о «Фоме», конечно. Почему этот журнал, детище российских миссионеров, постоянно пишет о Западе? И зачем он здесь?

«В свое время мы начали регулярно писать о Православии за рубежом, - комментирует Легойда. – Потому, что увидели такую проблему: если человек воцерковляется в одном приходе, то ему, даже если он читает много умных книг, зачастую кажется, что его приход – это и есть вся Церковь. Но ведь подлинная, живая Церковь – это гораздо больше, чем одна конкретная община, и об этом важно помнить. Поэтому рассказ о жизни православных христиан в разных частях земного шара очень помогает в борьбе с опасным предрассудком, что Православие – это религия одного только русского народа, а Церковь – это «только те, кто ходит в наш с батюшкой храм». При ближайшем рассмотрении становится ясно, что человек может спасаться в любых условиях, хоть на Крайнем Севере, хоть в центре промышленной Европы, молясь в крошечной церкви-квартире или в огромном столичном соборе. Это «открытие» сильно расширяет представления о современной христианской жизни.

И именно этим «Фома» может быть полезен здесь, на Западе. С одной стороны, мы пытаемся преодолеть синдром редуцирования Церкви до прихода, который свойственен многим из нас. С другой же стороны, в журнале мы постоянно говорим о самом главном – о Христе. И это не позволяет забывать о наших самых важных убеждениях, о том, что называется предельной идентичностью человека».

Интересны были и встречи, прошедшие в Кельне, где у «Фомы» нашлись союзники не только внутри Церкви, но и в гражданском обществе (в Германии оно действительно есть). Мы побывали в русском культурном объединении «Атлант», созданном по инициативе и силами нескольких наших бывших соотечественников. «Для нас, эмигрантов, - рассказывает Евгения Ремпель, одна из основателей центра, - очень важно сохранить хоть небольшой очаг родной культуры в той земле, где волею судьбы мы оказались. Спросите у наших детей, кем они считают себя по национальности, и они ответят очень по-разному. Немало будет и тех, кто назовет себя немцами. В этом нет ничего плохого, но… о своих корнях нельзя забывать. И о своей вере тоже забывать не надо. У нас есть проект строительства здесь, в Кельне, целого культурного комплекса, который помогал бы эмигрантам из России, вживаясь в новую для них реальность, сохранить себя. Одной из основных идей этого проекта является строительство православного храма на территории комплекса. Он может стать тем местом, которое объединит таких разных и разрозненных – нас».

Владимир Легойда развил эту мысль. По его мнению, «сейчас стоит вести речь даже не столько о том, чтобы спасти наших экс-соотечественников от полной ассимиляции в немецкой культуре. Но, скорее, о том, как нам всем уберечься от растворения в неком всеобщем «культурном макдональдсе», потеряв в итоге самих себя». В Церкви, как считает главный редактор «Фомы», можно найти ответ на эти вопросы.

«Мне кажется, есть еще одна проблема, - продолжил Легойда. – Для многих в Германии, как и у нас, в России, Православие – это в большей степени все же культурная идентичность, а не религиозная. Хотя и здесь есть качественные перемены. Я увидел в храмах Германии много молодых людей. Смею надеяться, что большинство из них –глубоко и искренне верующие или стоящие на пути к этому. И буду очень рад, если журнал «Фома» в чем-то сможет им помочь».

В Дортмунде, вместе с протоиереем Леонидом Цыпиным и прихожанами его храма представители «Фомы» обсуждали проект спецвыпуска журнала для Германии, на двух языках.

Теплые отзывы о журнале мы услышали и в Объединении Православных Церквей Германии (KOKiD), от директора организации Николая Тона. Он считает, что «Фома» может быть интересен представителям не только Русской, но и других Поместных Церквей.

Практически в каждом городе Германии, а также в Брюсселе, Люксембурге поднимался вопрос о регулярной доставке журнала и подписке: как сделать доставку быстрой, а цены доступными? Обещаем нашим западным читателям, что постараемся как можно скорее решить эти проблемы, о чем, конечно, оповестим на страницах журнала и в интернете.

В заключение – позвольте несколько слов от себя. Мне очень не хотелось бы, чтобы наши поездки по странам, городам и весям воспринимались как «чистой воды самопиар», а наши попытки распространения журнала – как некое «гордое шествие». Мы не ставим себе задачи прославиться на весь мир. Но нам очень хочется говорить о Христе со всеми, кому этот разговор важен. Слава Богу, в наши дни любые расстояние преодолимы – было бы желание. У нас оно есть, и мы очень надеемся на взаимность, дорогие наши – по всему миру с любовью собранные – читатели!

Фотоочерк наших читателей Екатерины Соловьевой (2, 4, 6, 8, 10-13 фото) и Юрия Бутеруса (1, 3, 5, 7, 9, 14 снимок) о встрече Владимира Легойды с читателями "Фомы" в Гамбурге:

Храм во имя Иоанна Кронштадтского в Гамбурге

Слева направо: Тимофей Китнис, представитель "Фомы" в Германии, Владимир Легойда, настоятель храма во имя Иоанна Кронштадтского отец Сергий Бабурин.

Читайте отзывы читателей "Фомы", побывавших на встрече с Владимиром Легойдой в Гамбурге:

***

«Фому» я читаю уже лет эдак 5, а то и больше, помню еще черно-белый вариант... поэтому было очень интересно послушать рассказ о самых первых годах журнала. Что особенно порадовало, так это профессионализм рассказчика. Хорошо, когда вера в собственные слова сочетается еще и с блестящим ораторским мастерством (а то часто сталкиваешься то с первым, то со вторым)... Было интересно.

Много юмора («Вы конкурируете с «Отроком», «Нескучным садом» или как?» - «Нет, мы вместе дружим против «Плейбоя» :))), но много и серьезных тем. Самая серьезная – для меня - это данное Легойдой описание современной "равнодушной, аудитории"...

Из оптимистичного – прониклась, с какой любовью Владимир Легойда рассказывает о российских новомучениках и исповедниках.

***

Рассказывает Вл. Романович потрясающе, захватывающе, отвечал на вопросы подробно, дипломатично (были и весьма каверзные вопросы), с чувством юмора (даже анекдот рассказал в тему проповеди про уныние-:)) Вообщем 2 часа пролетели незаметно..Единственное, что меня напрягало немного,это необходимость переводить для Андреаса-:) у меня нет опыта синхронного перевода, переводила, что могла и что можно было перевести без необходимости дальнейших пояснений. Хотя муж и стонал слегка, что неудобно сидеть, но потом сказал, что ему понравилось (вот и пойми этих немцев-:)) и что жаль, что нельзя все было прослушать на немецком.

Меню сайта

Помочь Фоме