Перейти на полную версию страницы

5 удивительных икон Рождества от Дмитрия Трофимова

28 ноября у православных христиан начался путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его вместе с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем. Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один подарок от наших сотрудников, героев и друзей.

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград», расскажет о 5 удивительных иконах Рождества.

1. Мозаичная композиция в Сан Апполинаре Нуово

Мозаичная композиция в Сан Апполинаре Нуово интересна, в первую очередь, тем, что она продолжает традицию изображения Рождества как вселенского события — на это указывают волхвы с дарами. Для первых веков христианства это главный символ общечеловеческого масштаба. Это мозаика VI века. Волхвы упоминаются в  Евангелии от Матфея, но без имён, а здесь они уже подписаны (возможно, позже).
Интересно, что у блаженного Августина говорится, что волхвов было двенадцать. К V-VI веку их становится три — по количеству даров. Фото Wikipedia/Jbribeiro1 CC BY-SA 4.0 

2. Икона VI-VII в. из монастыря св. Екатерины на Синае

Она интересна тем, что здесь сформирован весь тот образный ряд, который потом мы увидим в иконах. Здесь и волхвы, и ангелы поклоняются Христу.  И пастухи, и женщины подписаны. Появляются животные в яслях, которые не просто находятся рядом, но и лобызают Христа. Фото orthodoxartsjournal.org

3.  Икона XV века из Пскова (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее)

Это «Собор Пресвятой Богородицы», икона постпразднества Рождества. Богородица  здесь снова  на троне. Мы видим поклонение всей Вселенной этому событию. Здесь есть пророки Давид и Соломон в одежде поющих диаконов. И, по словам стихиры праздника Козьмы Маюмского, здесь мы видим двух женщин: одна олицетворяет землю, дающую вертеп, другая — пустыню,  дающая ясли. Св. Козьма Маюмский изображен читающим книгу. В верхней части — пастухи и ангелы без крыльев. Это точная  цитата стихиры, в которой есть и литургическая символика, и символика народно-языческая — персонификация сил природы.

4. Фреска Дионисия — роспись Ферапонтова монастыря  «Видевше отроци халдейстии...»

Тема Рождества встречается не только в двунадесятых праздниках, но и в иконах и фресках, которые иллюстрируют акафист Богородицы. Эта фреска иллюстрирует икос V, который звучит так: «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки...» Фото booksite.ru

5. Икона круга Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Здесь мы видим уже сложившуюся иконографию, но лично для меня это самая изысканная по композиции, ритму, пластике и цвету икона.
Мы видим, что горки сливаются по тону и цвету с золотом небесного фона. Это слияние создает ощущение, что земля воссияла небесным золотым светом в момент Рождества. Фото andrey-rublev.ru

Меню сайта

Помочь Фоме