Перейти на полную версию страницы

28 ноября — премьера спектакля «Мария Ватутина. Письмо поверх письма» в Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова

28 ноября на сцене Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова премьера спектакля «Мария Ватутина. Письмо поверх письма» (ПОЭЗИЯ.DOC). Проект Поэзия.doc. реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 

Живой закапывали в жизнь, и мертвой доставали.
Просила я: «Остановись!» — Но медленно Земля
Крутила жернова, и ввысь меня стихи слагали
В поленницу: гори, ершись, над бездною крыля.

Эти и другие строки стихов поэта Марии Ватутиной не оставляют равнодушными никого. Мария Ватутина — «поэт высокого уровня версификации и эмоционального напряжения», так характеризуют ее издатели. Поэтические сборники Ватутиной становятся бестселлерами, каждой новой книги читатели ждут с нетерпением, творческие вечера в разных городах России проходят с аншлагами.

Но спектакль Нового Театра — не поэтический вечер, не творческая встреча и не выступление поэта «у памятника Маяковского». Это художественное высказывание, драматическое произведение, в котором поэт — герой, персонаж, характер. Со своей судьбой, личной драмой, историей, с тем «сором», из которого, по словам Анны Ахматовой, растут стихи, «не ведая стыда». Спектакль — откровение, в котором жизнь живого поэта рассказана языком театра. Спектакль, в котором причудливо соединяются документальность и игровой театр, в котором синтезируются изысканная поэзия и правдивый рассказ о человеке, «основанный на реальных событиях». Спектакль, где на сцене прекрасный поэт Мария Ватутина выясняет отношения с прекрасными артистами — Дарьей Дуженковой и Валентином Клементьевым.

Вот мясо сочное в золе и жиром жалит руки.
Вот абажур горит во мгле над кройкой и шитьем.
Вот между строчек на столе произрастают звуки,
А я глуха, а я в стекле — домашинка с дитем.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра:

Как бы мы ни любили прозу или драму, поэзия — высшая форма литературы. Соответственно, поэтический театр — высшая форма искусства.
Для артиста невероятно важно иметь этот опыт, быть постоянно погруженным в поэтическое пространство. Потому что по законам поэзии существует не только сама поэтическая строфа, но и архитектура, композиция, картина, мизансцена, дубовый лист, перо павлина, снежинка: уникальность и непостижимость и в то же время повторяемость приема, совершенство формы. Современная поэзия помимо красоты еще дает нам уникальную информацию о сегодняшнем времени и сегодняшнем языке. Причем в предельно сжатом, концентрированном виде. Поэтическая строфа способна объяснить больше, чем многотомный роман. И потому сама формулировка — Поэзия.doc. — отражает парадоксальное сочетание документальности и художественности.

Я — белый лист, я — бросила Эдем
С одним грехом и сонмом наказаний.
Пиши меня, читай меня и тем,
И этим, я — наслойка мирозданий,

Я новое письмо поверх письма.
О, время, ты потом сотрешь и это!
Какая нынче детская зима,
Как будто бы и впрямь зачин сюжета.

Мария Ватутина, поэт, герой спектакля:

Это и была моя мечта: чтобы современные поэты, большие мастера и молодые замечательные стихотворцы имели возможность отдать своё творчество людям. Поэтический проект «Поэзия.doc.» — уникален тем, что он даёт зрителю проникнуть на творческую кухню поэта — поэта вообще и конкретного современного автора, в частности. Это рассказ о ныне живущем поэте от первого лица. Для того чтобы у общества вновь появился поэтический слух, то есть умение воспринимать поэзию, важно показать природу поэтического дара, а значит, и судьбу автора.
Я часто думаю: может, правы либеральные деятели, считающие, что традиционная русская просодия изжила себя, и надо ее заменить на свободный стих, заумь, разрушение гармонии звучания русского слова. Но — нет, конечно. Они — хитрецы. Вместо того чтобы предлагать развитие традиции, они предлагают заменить русскую традицию чуждыми нам экспериментами, выхолащивающими смыслы. В проекте «Поэзия.dос.» у зрителя есть возможность узнать своих поэтов и поверить в то, что русская поэзия жива.

Автор пьесы — Алексей Зензинов
Режиссер-постановщик — Сергей Глазков
Художник-постановщик — Алиса Меликова
Автор идеи — Эдуард Бояков

Действующие лица
Поэт — Мария Ватутина
Артисты — Дарья Дуженкова, Валентин Клементьев

Дата и время: 28 ноября в 19:00
Место: Мясницкая ул., 7, стр. 2, главная резиденция Нового Театра Усадьба Салтыковых-Чертковых.

Меню сайта

Помочь Фоме