Во-первых, конечно, с образом Христа в ней христианину сложно согласиться. Просто потому, что для нас, христиан, Иисус Христос — не звезда — пусть даже супер, — а Спаситель. Тот, Кто взял на себя наши скорби и понес наши болезни. Тот, Кто спас нас от смерти и дал нам возможность вечной жизни в Боге. Если вы ищете Спасителя, то лучше читать Евангелие, а не слушать оперу. И вообще, религиозный поиск приводит в храм, а не в театр. Но это не значит, что театр нужно запрещать.

Во-вторых, сотни лет художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Так было и так будет. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету. Но любое художественное произведение — книга, фильм или рок-опера — всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел. Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный — еще не значит кощунственный.

Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение — это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований.

В-третьих, при всем этом, конечно, трактовка трактовке рознь. Как всегда в искусстве есть произведения более или менее удачные. Есть откровенно глупые, а есть и оскорбительные, кощунственные. Скажем, ужасная поэма «Гаврилиада», где автор пытается высмеивать Богородицу. Звали этого автора Александр Пушкин. Великий русский поэт. Как считают многие биографы Александра Сергеевича, он до конца жизни стыдился этого произведения и каялся.

Наконец, в-четвертых, мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе. Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие, после того, как не все понял в рок-опере. Это констатация факта. Она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает её обязательной к просмотру.

И последнее. Даже удачные, признанные произведения на евангельскую тему совсем не обязательны к просмотру. Вспомним «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Режиссер, очень натуралистично и четко следуя евангельскому тексту, показывает истязания и распятие Спасителя. Фильм, перевернувший и встряхнувший многих. А один мой добрый знакомый, известный режиссер и глубокий христианин, сказал мне: «Я не могу два часа сидеть в кресле кинотеатра и смотреть, как распинают Христа». Есть и такая точка зрения. И зритель имеет на нее право.

Так что давайте будем спокойнее, мудрее и рассудительней. В конце концов, Господь, как мне кажется, спросит с нас не за выступления против рок-оперы, но за нашу любовь и добрые дела к ближним, без которых вера наша мертва есть.

3
1
Сохранить
Поделиться: