Итак. Начнем с простого. Заглянем в улей. Кто еще, кроме пчел, там обитает?
Вообще мёдопроизводительное пчелиное царство состоит исключительно из пчёлок и их царицы, пчеломатки. Однако в улье есть и самцы. Это трутни, но никаких приспособлений для собирательства у них нет, поэтому трутни и стали символами лени и безделья. Трудолюбие пчел издавна стало для людей эталоном усердия и требовательного отношения к себе. Многие известные писатели и богословы, например Августин Блаженный, даже сравнивали пчелиный улей с монастырем: жизнь пчелок в улье была своеобразным образцом строгой монашеской жизни.
С кем спорят пчелы в басне Лафонтена за обладание сотами с медом?
Архитектурным умением пчел строить соты восхищались еще в Античности и в Средние века. У французского поэта Жана де Лафонтена (1621–1695) есть басня «Шершни и пчелы», которая, в свою очередь, восходит к похожим текстам римского поэта Федра и древнегреческого баснописца Эзопа. В басне Лафонтена шершни спорят с пчелами из-за нескольких бесхозных сотов с медом и призывают сначала осу, потом муравьев в третейские судьи. Устав от шумной тяжбы, пчелы теряют терпение: "Пусть просто разрешат с Шершнями нам сейчас / Приняться для добычи меда за работы: / Тогда увидели бы, кто из нас / Из меда сладкого умеет делать соты." Конечно же, шершни против, так как никаких сотов они строить не умеют и мед не добывают. В итоге всем становится понятно, что искусство возведения сотов — дело сложное и исключительно пчелиное. Искусству и любому искусному умению надо либо учиться, либо иметь врожденный талант. В общем, глобальный вывод басни Лафонтена таков: «По мастерству и мастер нам знаком».
Почему на многих иконографических изображениях рядом со святым Амвросием помещают улей?
По известной христианской легенде, святой Амвросий обладал даром красноречия. Согласно этой легенде, над колыбелью святого кружился рой пчел и увлажнял медом его уста. Амвросий также много писал о пчелах. Например, наставлял людей быть как эти полезные для людей создания: «Следуй примеру пчелы, перейми ее трудолюбие. Взгляни, как она усердна и как любима. Всем нужны плоды ее труда. Она услаждает уста, исцеляет раны, лечит даже внутренние повреждения. Пусть она слаба физически, зато сильна мудростью и добродетельной любовью». Поэтому на многих изображениях Амвросия Медиоланского святой предстает с пчелиным ульем.
Имя какой библейской героини переводится как «пчела»?
В Ветхом Завете мы можем встретить настоящую «медовую героиню» — Девору — одну из семи пророчиц эпохи Судей. Ее имя переводится с иврита как «пчела», а в ее характере проявилась настоящая пчелиная обороноспособность! Девора появляется в Книге Судей, где выступает как смелая спасительница народа: она избавила людей от двадцатилетнего ига ханаанского царя Иавина, привела израильтян к победе над угнетателями, сопровождая войска. Вообще, в Библии образы пчел и меда встречаются довольно часто. Например, в ветхозаветной Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова встречаем вот такое мудрое наставление-сравнение: Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Мала пчела между летающими, но плод ее — лучший из сластей.
На что из перечисленного способен пчелиный рой?
Да, рой пчел может улететь из своего теплого улья ради образования новых семей пчел. Этот естественный процесс — вызов для пчеловода, которому нужно предотвратить роение пчел и не дать пчелиному рою улететь. Существует одна занимательная история, которая произошла в немецком бенедиктинском аббатстве Лорш (VIII в.) Одним послушником было записано так называемое «Моление о пчелах». Этот текст, один из старейших в немецкой словесности, представляет собой поэтическую молитвенную попытку вернуть обратно улетевших пчел: "Христос, все пчелы поднялись! / Крылатая моя, вернись. / Бог оградит тебя от зла, / Вернись здорова и цела!" Действительно, потеря пчелиного семейства сильно била по монастырскому хозяйству. Как же можно братии остаться без воска, из которого изготавливались свечи? Вот монах и желает сохранить пчелок, упрашивая их вернуться.
Многие поэты и писатели использовали образы меда и пчел в своем творчестве. Что поэт Николай Гумилев сравнивает с пчелами в своем стихотворении: "Жужжат ..............., словно пчёлы, / Собирая ярко-красный мёд?"
Николай Гумилев в своем стихотворении «Война» (1914), написанном в годы Первой мировой, использует пчелино-медовые метафоры для создания яркого и запоминающегося образа: «и жужжат шрапнели, словно пчелы, собирая ярко-красный мед». Поэт отправился на фронт добровольцем и оставил красноречивые поэтические описания боевых действий. Вообще, в поэзии чаще всего с медом сравнивали сами стихи. Так, например, еще один поэт, тоже свидетель Первой мировой, испанец Федерико Гарсиа Лорка, пишет стихотворение «Песнь о мёде» со словами: "Так мед людской — поэзия, / Из груди что льется скорбной, / Как из сот, воском памяти, / Пчелой тайны сотворенным."
Кто в сказке братьев Гримм помог Царице пчел, не позволив злодеям сжечь ее дом?
В сказке «Царица пчел» рассказывается о том, как младший из трех братьев должен справиться с тремя непростыми задачами, предложенными ему неким сереньким человечком. Их решение должно освободить заколдованный замок от глубокого сна. Так как младший брат однажды спас жизнь царице пчел, то теперь он решил прибегнуть к ее помощи. Смысл третьей задачи заключался в том, чтобы отыскать младшую дочь короля среди спящих сестер, которые похожи друг на друга как три капли воды. Но различаются они тем, что перед сном отведали разных сладостей: старшая съела кусок сахара, вторая — немного сиропа, а младшая — ложку мёда: «Тогда прилетела царица пчел, правившая ульем, заглянула в уста всем трем королевнам и остановилась на тех устах, которые еще благоухали медом, и таким образом королевич отличил младшую королевну от ее сестер». В итоге младший брат женился на принцессе, замок был расколдован и все зажили счастливо.
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.