Каждый воскресный день календаря напоминает нам о главном событии мировой истории – воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа. Кроме того, приходя в храм в праздничный день, христиане чтут важную ветхозаветную заповедь. Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы нашим читателям было легче ориентироваться в происходящем на литургии. И радуемся возможности в Великий пост каждую седмицу пробовать начинать делать то, что не получилось в начале.

В этом году 22 марта Церковь призывает всех нас вспомнить сразу два важных события, поскольку они приходятся на один день. Во-первых, в начале третьей седмицы Великого поста в центре храма перед алтарем полагают Крест, знаменующий начало Крестопоклонной недели, пост во время которой становится строже. Во-вторых, именно 22 марта (по новому стилю) православные празднуют память сорока мучеников Севастийских, пострадавших около 320 года. 


Воскресенье, 22 марта 2020 года

Третье воскресенье Великого поста посвящено Кресту Господню, чтобы укрепить верующих в их духовном и физическом подвиге. Приближается середина Великого поста, всю трудность и серьезность которого наши предки хорошо знали. Именно поэтому был установлен обычай во время Всенощной, совершаемой вечером в субботу, выносить на середину храма украшенный Крест – для поклонения, получения помощи и ободрения. 

Христиане стараются прийти в храм, чтобы молиться вместе и участвовать в Таинствах, но многие думают о том, как рассказать детям и крестникам о происходящем в Церкви. Пример 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся от мороза целую ночь за свою веру, рассказ об их мужественном и молитвенном перенесении страданий, многие века оставался ярким и доступным не только взрослым, но и детям. Особенно «живым» его делает человеческая слабость одного из них, не стерпевшего страданий и убежавшего греться в растопленную на берегу баню. Призывает к святости и верности Спасителю решимость другого воина, Аглаия, изначально охранявшего отрад христиан, но видя их мужество, пожелавшего быть с ними. Церковь сохранила для нас имена этих святых: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия.

Подробнее о смысле «Крестопоклонной недели» и праздника 40 мучеников Севастийских читайте и смотрите в наших материалах:

Краткое житие мучеников в иллюстрациях для детей 

Акафист 40 мученикам Севастийским

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников: как печь жаворонков 

Неделя крестопоклонная: все о кресте и его значении в православной христианской традиции


День памяти 

- святого мученика Урпасиана: сановник Урпасиан пострадал за Христа, был сожжен заживо и брошен в море в Никомиди около 295; 

- святого Кесария, брата святителя Григория Богослова. Святой Кесарий был другом императора Констанция и придворным врачом. Во время землетрясения в Никее был спасен под развалинами. По убеждению брата, принял крещение, посвятил себя на служение Богу, но вскоре скончался (около 369 года).

- о святом Тарасии Ликаонийском известно лишь то, что он был праведным христианином. 

- о священномученике Михаиле Маслове, дьяконе Николае Горюнове, преподобномученике Иоасафе (Шаховом) и других, пострадавших от безбожной власти 22 марта 1938 года, нам известно из сохранившихся свидетельств и документов. Большинство новомучеников, расстрелянных 22 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребенных там же в безвестной могиле, не знали друг друга. После разгона монастырей, куда они пришли за несколько лет до революции служить Богу, послушница Наталья Ульянова и инокиня Александра (Самойлова) жили в миру, работали, но не оставляли молитвы и посещения храма. Арестовали их по доносам. От веры своей они не отреклись и ложных обвинений не признали. 

Читая жития новомучеников, составленные архимандритом Дамаскиным (Орловским), отмечаешь схожие обвинения в контрреволюционной деятельности, критики советского строя и в прочем «политическом». Общее у них – совершенная несоразмерность смертному приговору. Современному человеку очевидна недостаточность доказательств и надуманность показаний лжесвидетелей. В январе власти арестовали священников, служивших в Ухтомском районе Московской области - Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова, а следствие по их делу было закончено 5 марта. Для протоиерея Сергия Лебедева это был далеко не первый арест, он перенес и ссылку в Северный край, однако прощаясь с матерью при аресте 21 января он поклонился ей в ноги, сказав, что «в этой жизни уже не встретимся».  15 марта Тройка НКВД приговорила всех священников к расстрелу. Все новомученики, память которых мы совершаем 22 марта, были расстреляны в этот день. 

Молитва священномученику Сергию Лебедеву:

О, па́стырю наш до́брый, священному́чениче Се́ргие, первопресто́льнаго гра́да похвало́ и оби́тели Новоде́вичия свети́льниче всесве́тлый! Ты, от ю́ности Христу́ после́дуя, во пресви́терстве непоро́чне послужи́л еси́ и, па́ству твою́ сло́вом Бо́жиим напита́в, да́нный ти тала́нт стори́цею умно́жил еси́. В годи́ну же гоне́ний ве́лия ско́рби, клеветы́, лише́ния и са́мую смерть от богобо́рцев му́жественне претерпе́в, мзду пра́ведных трудо́в твои́х на Небесе́х прия́л еси́. Сего́ ра́ди мы, мно́гими грехи́ обремене́ннии, к тебе́, я́ко ве́рному свиде́телю ве́чныя И́стины, прибега́ем и уми́льно вопие́м: сподо́би нас не то́кмо по́двиги твоя́ сла́вити, но и подража́тели доброде́телей твои́х бы́ти: ве́ру правосла́вную храни́ти, в ско́рбех и боле́знех упова́ние на Бо́га возлага́ти и непреста́нное благодаре́ние Тому́ Еди́ному возсыла́ти; кро́тость и смире́ние стяжа́ти, ю́ныя благоче́стию и целому́дрию науча́ти, с бли́жними в ми́ре и любви́ пребыва́ти, да тобо́ю наставля́еми, ве́чнаго блаже́нства дости́гнем, сла́вяще Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

- Празднование иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» (Албазинская). Святыня Приамурья икона Божией Матери «Слово плоть бысть» свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым. Более 300 лет почитают чудотворную Албазинскую икону не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей во время беременности и родов.


Особенности богослужения: 

Тропарь Севастийским мученикам:

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Перевод: «Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак 40 мученикам Севастийским:

Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.

Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.

Что такое тропарь и кондак читайте здесь

Тема богослужебных текстов и песнопений Крестопоклонной — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». 

Тропарь: Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.

Кондак: Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

Христиане по всему миру стремятся делать все, чтобы не рисковать своим здоровьем и жизнью близких. Но добровольно отказаться от участия в литургии мы не можем. Если попущенная Богом инфекция ограничивает наши перемещения настолько, что не получается прийти в храм на Крестопоклонную, то не оставим возможности помолиться дома в тишине и без суеты, с верой и благоговением приложиться к домашнему Распятию или к своему нательному крестику. Можно даже извлечь духовную пользу из соблюдения карантинных мер: больше времени проводить в уединении и молитве дома. 

22 марта в храмах служат литургию Василия Великого – редкое чинопоследование литургии. Во время Великого поста богослужебный устав предписывает многие изменения, цель которых – создать условия для настроя на изменение жизни. 

Почему для Причастия используют именно хлеб и вино? О чем говорит текст Херувимской песни и что символизирует шествие духовенства со святыми сосудами и крестами? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Сегодня мы предлагаем прочитать четвертый выпуск цикла «Литургия»: «Беседы о литургии. Часть 4. Песнь людей и херувимов».

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, благословения священника становятся понятнее, если следить за текстом последования литургии или же изучить его накануне.


Чтение Евангелия: 

Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34 – глава 9 стих 1

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Читать отрывок

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Свернуть

Евангелие от Матфея, глава 20, стихи 1-16

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Читать отрывок

 Ибо Царство Небесное подобно человеку хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников к себе в виноградник.  И согласившись с работниками по динарию в день, послал их к себе в виноградник,  И выйдя около третьего часа, увидел он других, пришедших и стоящих на площади без работы.  Он и тем сказал: "идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам". И они пошли.  Снова выйдя около шестого и девятого часа, он сделал так же.  А выйдя около одиннадцатого часа, нашел других, пришедших и стоящих, и говорит им: "почему вы, придя сюда, стоите целый день без работы?"  Они говорят ему: "потому что никто нас не нанял". Он говорит им: "идите и вы в виноградник".  С наступлением же вечера говорит господин виноградника управителю своему: "позови работников и выдай плату, начав с последних до первых".  И нанятые около одиннадцатого часа пришли и получили по динарию, 10  Пришли и первые и подумали, что они получат больше; но получили, как было условлено, по динарию и они; 11  и получив, начали роптать на хозяина дома, 12  говоря: "эти последние один час проработали, и ты сравнял их о нами, перенесшими тягость дня и зной". 13  Он же сказал одному из них в ответ: "друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты согласился со мной? 14  Возьми свое и иди; я же хочу этому последнему дать, как и тебе. 15  Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?" 16  Так будут последние первыми и первые последними.

Свернуть

Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 4, стихи 14 -16, глава 5, стих 1-6

Чтение и комментарий на радио «Вера» 

Читать отрывок

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему:"Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; 6 как и в другом месте говорит:"Ты священник вовек по чину Мелхиседека".

Свернуть

Главное дело Великого поста это, конечно, покаяние, участие в таинствах. Начинается новая седмица нашей попытки ответа на призыв Спасителя: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем без покаяния принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста. Спасает нас Его крест, а не наш.

Редакция «Фомы» желает вам доброго здоровья и радостного воскресного дня!

3
0
Сохранить
Поделиться: