Как разорвать "цепочку греха": когда один грех тянет за собой другой?

В духовной жизни есть явление, которое в православной аскетической традиции получило название "цепочка греха". Прелюбодеяние рождает лицемерие и ложь, ложь влечет за собой убийство... Один грех тянет за собой другой, и они связаны между собой, как звенья одной цепи. Совершение греха ставит человека в ситуацию, когда самым "простым" и легким выходом кажется другой, иногда намного более тяжелый грех. И положить предел наматыванию этой цепи способно только покаяние.

Причем, в покаянии важно различать сознательно психологический, таинственный и деятельный аспекты.

Прежде всего, покаяние - это, как следует из значения греческого слова "метанойя", "перемена ума", или, выражаясь современным языком, перемена образа мыслей, отказ от греховного мировоззрения.

Не случайно свое общественное служение Господь Иисус Христос начал именно с проповеди покаяния: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие" (Мф 4:17; Мк 1:15). Покаяние - это прежде всего сожаление о совершенном греховном поступке и твердое решение никогда его более не повторять. Сожаление о грехе часто имеет психологически-эмоциональное выражение - это и плач, и сокрушение сердца. У Давида это проявилось еще и в том, что он строго постился и лежал на голой земле.

Следующая ступень после такого психологически-эмоционального покаяния - таинственное прощение Богом грехов, в которых раскаялся грешник. Свое завершение оно получает в Таинстве исповеди, когда Бог через священника "отпускает", "разрешает" те грехи, в которых покаялся верующий. Однако формальная исповедь не принесет пользы в борьбе со страстями, если этому не предшествовало глубокое личностное покаяние и сокрушение о содеянном.

Покаяние действительно способно разорвать "цепочку греха", вывести человека из круговорота страстей и пороков. Но сила и величие покаяния еще и в том, что оно выковывает первое звено в "цепочке добродетелей". Это - третья, деятельная сторона покаяния, которую многие, увы, упускают из виду. Но без нее покаяние неполно, а грех - не излечен. Этот аспект покаяния заключается в том, что покаявшийся стремится на практике совершать дела, противоположные прежним грехам.

Тот, кто гневался и злословил - старается жить со всеми в мире, терпеливо перенося обиды. Тот, кто был скуп и жаден - подает милостыню и помогает ближним. Унывавший и печалившийся - учится духовно радоваться, видеть во всем промысел Божий и благодарить Бога за все. Обжора и чревоугодник - старается обрести меру в еде и постигнуть смысл поста. Прежний сквернословник учит молитвы, чтобы прославлять Бога, вместо того, чтобы хулить ближнего.

Только так, зародившись в уме через осознание совершенного греха, утвердившись в сердце через плач и сокрушение, покаяние исцеляет страсти и пороки через непрестанное делание добрых дел.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (83 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
Журнал№:
Теги:
Поделиться:

Ответ для Димитрий ×

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Вдадимир Гурболиков, если рассуждать по-ветхозаветному, то мне следовало выкинуть кошку вместе с матросом за злостное непослушание. Ибо вы ошиблись насчёт "Не он изгнал -- они там не могли больше оставаться в том состоянии", в третьей главе книги Бытия сказано
    "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
    И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".

    Однако я воспринял мысль выкинуть кошку вместе с матрасом, как тёмную, как мысль от беса и отмёл её, а как бы вы поступили в такой ситуации и почему?

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

    Зачем?.. На вопросы о "жестокости" Бога я Вам постарался ответить. Это не совсем верное восприятие Библии, думаю. Её авторы о другом пытались сказать, упоминая гнев Божий.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

    Всё правильно. Если животное не воспитали и не приучили к определённым вещам, то может случиться беда. Но тем не менее, иногда и животное не удаётся воспитать. И тогда очень тяжело и опасно всё. К тому же человек -- по сути, хищник. Приручить и воспитать хищного зверя бывает особенно сложно, а иногда и невозможно. Точно также и Господь: Он всё, что человеку было и может быть полезно, дал и открыл. Но свободная воля всё же обернулась катастрофой, о которой мы с Вами в переписке общались.

    И особо о якобы жестокости "ветхохаветного" Бога. Разве когда Каин убил Авеля, убийцу Бог терзал и мучил? Нет. Вот только Каин (в предании его считают родоначальником цивилизации) вообще никак не оценил милосердия Творца, да и ни в чём не раскаялся. То есть постоянно сдвигалась граница, и сдвигал её всякий раз именно человек.

    Относительно Божиих кар по отношению к людям... Библию надо видеть через призму традиции. В которой, во-первых, жизнь не кончается физической смертью. И во-вторых, постоянно рассматривается вопрос о том, как люди своими руками, можно сказать, дестабилизируют мир. Мы на это в последнее время смотрим часто через призму экологии, и там очень наглядна разрушительная роль человека. И когда говорится (на фоне бедствий, какие часто мы сами на себя навлекаем), что Бог - разгневался, надо понимать, что не Он сотворил что-то с нами, а Он уже дал совершиться тому, до чего мы докатились. Сами.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

    Денис, "Роза мира" это некие личные видения Даниила Андреева, которые даже его близкие и друзья не рекомендовали воспринимать как религиозное учение. Сам Андреев считал себя православным христианином, исповедовался, причащался. Так что если и возможно читать "Розу мира" (честно -- читал, и считаю, не надо бы), то сугубо как художественную книгу.

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Сами растения даже в нашем падшем мире за редким исключением насекомоядных растений жертвы травоядных животных, но не хищники по отношению к кому либо. Их пища солнечный свет, вода и минеральные вещества почвы.
    Эдем, конечно, выше Земли. Однако и он не выглядит сотворённым высшим Богом с большой буквы. Иначе кто бы из людей смог вообразить мир лучше?
    К примеру в "Розе Мира" Даниила Андреева говорится о мире поющих кристаллов, о мире светлых духов стихий (стихиалей), где даже вместо воды благодатное излучение их светлых душ.

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Владимир Гурболиков, как у Бога есть создания лишь нас ступеньку-другую ниже Его (люди), так у нас есть домашние животные. Моя киска иногда выскакивает за дверь квартиры, но я слежу за ней и возвращаю, если отходит дальше, чем на дюжину моих шагов. Ибо люблю и предвижу опасности ждущие её на улице. Возвращаю даже, если нахулиганила по своим меркам сильно. К примеру сегодня матрас пропахший кошачьей мочой выкинул, а киску, выскочившую за ним, вернул домой.
    Вот я и не могу понять, либо Бог в представлении жестоковыйных древних евреев слишком похож на них самих, либо местами в Ветхом Завете под божественным именем кто-то в корне отличный от доброго Отца Иисуса Христа.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

    Не он изгнал -- они там не могли больше оставаться в том состоянии. Они не хотели и не могли видеть Бога без страдания для себя. Посмотрите внимательно, как там описан диалог Бога с Адамом и Евой. Он пытается (как будет потом и с Каином) так задать вопросы, чтобы каждый мог свободно и честно покаяться, сказать правду. Но уже не тот дух. (Пожалуй, неслучайно выражение такое: "Не хватило духа" - в отношении того, чтобы сознаться в дурном поступке). И иная природа, о чём Бог предупреждал: вы станете смертными. Это сейчас звучит как цитата из блокбастера, но мир действительно изменился.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

    А насколько мы разобрались в природе растений? Богом человеку был в раю дано право возделывать Сад и был дан дар нарицать имена животным. имеется в виду не придумывание клички для собаки или кошки, а глубокое понимание сущности того или иного существа. Столь же прозорливым надо было быть и по отношению к растениям. Дальше вопрос доверия Богу. Если Господь благословил употреблять их в пищу прямо в раю, где принципиально не было страданий и смерти, то значит растения не испытывали таковых страданий. Почему? Что они представляют собой по существу -- это вообще-то и сейчас предмет бесконечных научных исследований. Впрочем, в падшем мире Христос, уже воскресший, ел с учениками рыбу. Обвинить Его в жестокости? Я бы не спешил. Спасёмся -- тогда, быть может, спасутся и животные, и рыбы. Но надо ещё самим спастись. И это главный вопрос.

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    У меня кошка частенько срёт в прихожей, вчера матрас обоссала. Однако я её дома оставляю и после такого потому, что люблю. Так почему же Творец (Отец) изгнал Адаму и Еву из Эдема за непослушание, где любовь к нам хотя бы на уровне моей любви к кошке?

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Владимир Гурболиков, в неопубликованном вами комментарии осталось замечание об Эдеме. Само по себе оно бесспорно в отличие от остального там. Поэтому предлагают обсудить отдельно.
    Итак в первой же главе книги Бытия говорится
    "29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу;
    30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так".
    То есть по воле Творца (Отца) животные и люди ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ ели растения, а ведь растения тоже живые. Как это вяжется со словами Христа, которые приводит святой Иоанн Богослов "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы"?

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё