«Разделиша ризы Моя себе» — текст:

Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Перевод: Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий.

Смысл и история песнопения «Разделиша ризы Моя себе»

«Разделиши ризы моя себе» — песнопение службы «12 Евангелий» (утреня Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается вечером в Великий четверг). Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Нового Завета, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя. Между этими текстами звучат различные песнопения — они передают духовное значение происходящего, направляют мысли и чувства в молитвенное русло.

Таков и прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи:

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Одежду Давида — хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чем пишут все евангелисты:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24)

Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма:

«Боже мой, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?»

Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф, 27:46; Мк, 15:34).

Обращение Господа — знак Его полного принятия страданий от человеческого естества, как пишет блаженный Феодорит Критский: «Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек».

Таким образом, слова прокимна и стиха — подтверждение предсказанного в Ветхом Завете страшного события, соединившего всю человеческую историю. Прокимен часто исполняется особенно громко и выразительно, знаменуя свершившееся пророчество.

«Разделиша ризы Моя себе» — слушать:

«Разделиша ризы Моя себе». Хор Троице-Сергиевой лавры

Александр Фёдорович Львов (1798 — 1870) — композитор, скрипач, руководитель придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Так же известен как автор гимна «Боже, Царя храни». В годы работы в капелле — старейшем хоровом коллективе Санкт-Петербурга, Александр Фёдорович гармонизовал полный круг песнопений знаменного распева, написал много духовных сочинений («Вечери Твоея тайныя», «Херувимская песнь»).

«Разделиша ризы Моя себе» А. Ф. Львова

Исполняет мужской хор Московского Новоспасского монастыря, регент Станислав Попов

«Разделиша ризы Моя себе» — скачать ноты:

Великий прокимен. А. Ф. Львов

На заставке фрагмент фото Vincent Tcheng Chang

3
0
Сохранить
Поделиться: