5 развивающих литературных игр для детей

Существует множество развивающих литературных игр для детей — для разных возрастов, устных и письменных, коротких и занимающих много времени. Главная польза от таких игр — развитие творческих способностей, речи, памяти, логического мышления. А вдобавок они помогают занять детей интересным и полезным делом в тех обстоятельствах, когда ничего другого просто нет. Сейчас речь пойдет о коротких играх, рассчитанных на детей 6-12 лет.

Я больше двадцати лет занимаюсь с литературно одаренными детьми, веду несколько детских литературных студий, а также веду занятия по журналистике с ребятами из скаутского отряда. И за это время у меня накопились наработки, которые могут пригодиться и учителям, и родителям, и даже старшим братьям-сестрам младшеклассников.

Речь об играх, в которые дети играют с удовольствием, но которые не только развлекают, а еще и развивают. Часть таких игр можно применять в компании детей, а часть можно проводить и с одним-двумя детьми. Важный момент: взрослый не должен просто дать задание детям и молча наблюдать за тем, как они справляются: ему самому надо стать участником такой игры.

Названия игр условные, вы можете придумать что-то другое.

«Болталка»

Эта игра, как я слышал, традиционно применяется при обучении юных журналистов. Журналисту же приходится иногда не только писать тексты, но и вести прямой эфир. И каждая пауза, заминка в прямом эфире — это катастрофа. Поэтому нужно учиться говорить без пауз, быстро подбирать слова для выражения своей мысли. Игра этому и учит.

Для игры нужно несколько участников — желательно не менее трех, но в крайнем случае можно играть и вдвоем. Ведущий (который и сам участвует в игре) произносит несколько связанных по смыслу фраз. Например: «В космосе много звезд и планет, некоторые планеты похожи на Землю. Там может быть жизнь — растения, животные... всякие звери и птицы...» На слове «птицы» он останавливается и кивает одному из детей. Тот должен начать свою речь со слова «птицы». Что угодно говорить, может быть, и глупое, но не бессмысленный набор слов, а логически связанное. Например, ребенок произносит: «Птицы бывают большие и маленькие, есть птицы, которые летают, а есть нелетающие, например, страусы. Страусы большие, а головы у них маленькие, и у них есть красивые перья». Ребенок собрался говорить что-то и дальше, но ведущий обрывает его на слове «перья». С этого слова должен говорить следующий участник. Например, он скажет: «Перья когда-то использовали для стрел, когда стреляли из лука. Стрела летела быстро и могла пробить вражеские доспехи. Тогда стреляли из луков и из арбалетов, потому что еще не изобрели ружья». Ведущий останавливает его на слове «ружья», и следующий участник начинает с этого слова. И так по кругу. Если участник совершенно не представляет, что сказать, то пропускает ход.

На каком слове останавливать? Лучше на таком, с которым у детей есть какие-то устойчивые ассоциации, по которому им есть что сказать. Например, «кошка», «дом», «обида», «звезда». Останавливать на словах «мировоззрение», «лаборатория» или «революция», наверное, не стоит (а в речи детей могут встречаться не очень понятные им слова). Я обычно останавливаю на существительных, но, в принципе, можно и на глаголах, и на прилагательных.

Очередность (кто за кем говорит) устанавливается заранее. Обычно по кругу.

Когда завершать эту игру? Зависит от количества участников (желательно, чтобы каждый хотя бы два-три раза успел высказаться). И в любом случае для детей младшего школьного возраста тратить на эту игру более 15 минут не стоит, внимание уже рассеется.

«Сочинялка-запоминалка»

Эта игра более творческая, здесь ребенку уже приходится напрягать фантазию. Но, кроме того, она еще и развивает память.

Здесь тоже желательно несколько участников — но не очень много, не больше пяти-шести. Начинается игра с того, что ведущий произносит короткую фразу, которую следующий участник должен вслух повторить и продолжить своей фразой. Логически связанной. Например, ведущий говорит: «Голодная кошка шла по улице». Следующий участник произносит, допустим: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома и ей нечего было есть». Третий произносит: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома и ей нечего было есть. Она мечтала, чтобы кто-нибудь ее накормил». Четвертый: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома и ей нечего было есть. Она мечтала, чтобы кто-нибудь ее накормил. И вот один мальчик дал ей сосиску в тесте»... Каждый следующий участник должен произнести всё, что говорилось до него, и добавить свою фразу.

Завершается игра, когда детям становится уже трудно держать в памяти всё, прозвучавшее ранее, когда они начинают сбиваться. Тогда взрослый-ведущий, когда очередь доходит до него, делает заключительный ход: произносит всю ранее сочиненную историю и завершает ее своей последней фразой. Например: «И с тех пор кошка была счастлива».

Здесь тоже желательно не длить игру более 15 минут. Однако может получиться так, что дети увлекутся сочиняемой историей, и тогда надо дать им возможность досочинять, пока не устанут (а если устают, это всегда очень заметно).

«Коллективная сочинялка»

Эта игра, в отличие от «сочинялки-запоминалки», не требует от каждого участника повторять все предыдущее, за счет этого дети могут придумать более длинные фразы. А все остальное происходит так же: ведущий дает начальную фразу, следующий участник дает свое продолжение, следующий — продолжает далее. При этом, если дети не очень маленькие (лет с 9-10) можно проводить игру и в письменном формате — свои фразы они могут в порядке заранее установленной очередности писать на доске (если есть доска) или на листе бумаги. То есть сочиняемая ими история должна фиксироваться. Если дети еще маленькие и быстро писать им пока трудно, а читать они уже умеют, то записывать их фразы (на доске или на бумаге) должен ведущий. Если есть возможность, хорошо также фиксировать процесс этого коллективного сочинения на видео или аудио.

5 развивающих литературных игр для детей

Так играть, кстати, можно и вдвоем. Например, родитель и ребенок сообща сочиняют историю — каждый по своей фразе. Если играть вдвоем, то можно отойти от правил и дать возможность ребенку сочинить не одну фразу, а столько, сколько у него сходу получится. Но если у вас коллектив детей, то позволять такой длинный поток фантазии нельзя — потому что на фоне супер-креативных детей другие могут заскучать. Тут нужно четко модерировать: от каждого — по фразе. А если ну ничего не придумывается, то пропускается ход.

И тоже по времени эту игру стоит ограничить 15 минутами — за исключением ситуации, когда играют один ребенок с одним взрослым, времени достаточно и поток детского креатива неостановим. Тогда — до тех пор, пока ребенок не устанет.

«Индивидуальная сочинялка»

Это уже ближе к тому, что в работе с литературно одаренными детьми называется этюдом, то есть с выполнением творческого задания.

Проводить такую игру можно и в устном формате, и в письменном — в зависимости от возраста участников, а если возраста их сильно различаются, то старшие дети могут работать письменно, а младшие — сочинять у себя в голове и потом устно рассказывать.

Детям дается одно и то же задание. Например, сочинить рассказ или сказку, начинающийся с заданной (заранее подобранной!) фразы. Допустим «Змей Горыныч очень не любил чистить зубы, но Баба-Яга его каждое утро заставляла». Дается время (15-20 минут), и каждый сочиняет свой вариант, как можно продолжить эту историю. За пять минут до окончания заданного времени детям нужно напомнить, что осталось пять минут и что нужно двигаться к завершению. По истечении времени начинается зачитывание вслух того, что они сочинили. Именно зачитывания, без обсуждения, без критики. Желательно это зачитывание тоже фиксировать на видео, и очень важно это делать, когда маленькие дети устно рассказывают то, что сочинили мысленно. Сам факт такой записи малышам обычно нравится, он придает в их глазах значимости их занятию.

5 развивающих литературных игр для детей

После того, как все прочитали, что у них получилось, взрослый может и высказаться по этим историям, отметить их сильные стороны, дать какие-то советы на будущее. Критиковать и отмечать недостатки нельзя! Это ведь не литстудия, куда приходят уже серьезно мотивированные дети, а просто игра. Впрочем, такие игры проводятся и на занятиях литстудий, и вот там критический разбор вполне допустим.

Нелишне напомнить, что если игра проводится письменно, то ведущий должен заранее позаботиться о наличии бумаги и ручек-карандашей. Иначе масса времени уйдет на поиск того, чем писать и на чем писать.

«Подбор прилагательных»

Эта игра уже ближе не к литературному творчеству, а к освоению русского языка. Можно играть с одним ребенком, можно играть с детским коллективом (в последнем случае в игру вносится элемент соревнования). Здесь желательно, чтобы все дети-участники были одного возраста, и лучше, если помладше. Для ребят 10-12 лет эта игра уже может показаться не такой интересной.

Заключается игра в том, что ведущий дает детям какое-то существительное (по возможности его нужно крупно написать на доске или на чем-то, что будет хорошо видно детям). А дети по очереди (напоминаю, что порядок очередности нужно установить заранее, иначе возникнут крик и неразбериха) предлагают прилагательные, подходящие к этому существительному. При этом, если игра идет с коллективом детей, то каким-то образом нужно фиксировать, кто из детей какое прилагательное предложил. Например, если есть доска или большой лист бумаги, то можно нарисовать такую таблицу:

5 развивающих литературных игр для детей

Побеждает тот, кто придумает больше разных прилагательных (разных — то есть описывающих разные качества, поэтому белая, черная, рыжая засчитаются за одну позицию, равно как и маленькая, и большая).

В принципе, можно упростить детям задачу, разрешив использовать не только прилагательные, но и причастия. Особенно если дети достаточно маленькие и отличать причастия от прилагательных еще не умеют.

Очень хорошо, если участники игры не просто выкрикивают свои предложения с места, а подходят к доске или к листку бумаги (который можно прикрепить скотчем к стене) и сами пишут свои варианты. При этом в спорных случаях они должны обосновать свой выбор, то есть объяснить, почему к слову «кошка» можно применить, например, прилагательное «ослепительная».

Также эту игру можно разнообразить, дав задание придумывать к заданному слову такие прилагательные, которые к нему абсолютно не подходят. Например, в случае существительного кошка у нас могла бы быть такая таблица:

5 развивающих литературных игр для детей

Времени на такую игру можно выделить и больше 15 минут, но тут критично количество участников. Если их будет слишком много (например, человек 10-15), то многие дети просто не успеют ничего высказать, потому что когда до них дойдет очередь, все лежащие на поверхности варианты уже будут взяты.

И еще, в отличие от предыдущих игр, здесь ведущему лучше самому не участвовать. Его знания и эрудиция дадут решающий перевес, и дети почувствуют несправедливость. Однако ведущий здесь не просто молча наблюдает и фиксирует детские предложения, а еще и комментирует, показывает, какие варианты более ожидаемы, а какие нестандартны.


Напоследок повторю: литературно-языковых игр существует множество, я рассказал лишь о тех, которые чаще всего применяю для работы с младшими школьниками. Существует также много литературы на эту тему, много разных наработок и у профессиональных педагогов, и у обычных родителей. Существует множество сетевых ресурсов с описанием подобных игр. А кроме того, такие игры ведь можно и придумывать самостоятельно. И лучше всего — вместе с вашими детьми.

Советуем почитать:

  • Л. Малышева, «Игра словом» // М., «Знание», 1985
  • Е. Синицына, «Умные слова» // М., «Лист», 1997
  • «Смекалка для малышей» // М., «Омега», 1994;
  • С. Федин, «Лучшие игры со словами» //М., «АЙРИС ПРЕСС», 1999;
  • Т. Рик, серия «Веселые учебники» // М., «Самовар», АСТ

На заставке: фрагмент фото Lennart Tange

2
2
Сохранить
Поделиться: