Почему православные боятся комфорта?
Почему православные боятся комфорта?

Почему православные боятся комфорта?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

В православии очень боятся слова комфорт: не создаются пандусы на 10-15 ступеней, приходишь в храм с малышами - и нет помещений, чтобы покормить, переодеть грудничка и слушать трансляцию. Проповеди перед причастием по полчаса с шиканьем на детей... Почему комфорт пугает и почему мне стоит остаться в православии, а не уходить к протестантам или католикам, ведь они больше заботятся о человеке? Сложно молиться, когда один ребёнок об тебя сопли вытирает, проповедь про то: какой мир плохой, а другой ребёнок никак не достаёт до подсвечника, но кризис 3 лет и все хочет сам.... Спасибо.
Дарья

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Уважаемая Дарья, я отвечу сперва на вопрос о конфессии. В жизни человека есть много типов отношений, и среди них главными, основными, базовыми и определяющими все его бытие здесь и в Вечности являются отношения с Богом. Мне очень жаль, что конкретные люди или конкретные правила, которые пока укоренились в вашем приходе, не всегда помогают Вам в реализации духовной жизни, в приобщении к Церкви и в участии в Таинствах. Это очень грустно. Но нужно отделять главное от второстепенного и ни в коем случае не оказаться в ситуации, когда ради хорошего отношения и удобства Вы отойдете от главного. Вы ведь понимаете, что мы и католики и протестанты по-разному воспринимаем Бога, по-разному строится и духовная жизнь. И не надо предавать свою веру и отходить от самых правильных представлений о Боге.

Теперь о практической стороне дела. Вы знаете, не так давно мне пришел вопрос от дамы, которая была возмущена тем, что в их храме много детей и по благословению настоятеля организована детская комната, в которой мамы могут побыть во время службы или оставить ребенка под присмотром (я не помню, няня там присматривает или сами мамы чередуются, это для детей постарше, чем младенцы) и пойти на службу молиться. Смущали ее детские крики (видимо, слышно из комнаты во время службы), игры, да и в целом в храме с детьми трудно. Так что на всех не угодишь, к сожалению. И вообще уживаться с другими людьми — это очень трудное дело. К чему я это? Что есть приходы, в которых устроен пандус, если храмы, в которых есть помещение для кормления, и есть храмы, в которых есть детская комната для детишек, которые уже могут играть и рисовать под чьим-то присмотром. Детских подсвечников я не видел, видел специальный аналой малой высоты, чтобы детки могли приложиться к лежащей на нем иконе.

Что бы я Вам предложил попробовать? Подумать конкретно, что нужно. Если Вы постоянная прихожанка, наверняка Вы можете с кем-то это и обсудить. Я так понял из письма, что нужен пандус и комната для кормления и переодевания грудничков. Подсвечник, думаю, не так важен, но можно подумать о специальной скамеечке с лесенкой, на которую мог бы подняться малыш, держась за перила (значит, скамеечка с перилами) и за руку мамы или папы. Дальше нужно поговорить со священником и оценить возможности, что из этого реально сделать в храме. Например, можно найти мастера, собрать деньги, согласовать проект скамеечки и сделать ее. Если сделать хорошо, она останется на несколько поколений детей, это прекрасно. Пандус, наверное, сделать сильно дороже, но не могу сказать. Тоже надо поговорить и подумать. Если многим прихожанам он бы пригодился, может быть, у вас и получится собрать совместно нужную сумму, если нет, думаю, возможно устроить какое-то место типа парковки для колясок, а ребенка вносить в храм на руках (многие храмы настолько малы, что с коляской в них въехать невозможно, только люлечку занести, а коляску оставить на улице).

Помещение для мам — это вопрос и зависит от того, какими вообще помещениями располагает храм и насколько можно их приспособить для мам хотя бы на воскресной литургии. Соответственно, насчет трансляции тоже нужно договариваться и думать, как ее провести.

Почему я говорю про совместные усилия? Приход — это вся община данного храма. Это не такая ситуация, когда священнослужители предоставляют некоторый набор услуг, а это общая духовная жизнь. Соответственно, и вклад в нее правильно делать общий. Ваши деньги за свечи и записки — это же жертва на храм. И вот сборы на скамеечку-подставку, пандус, трансляцию и хлопоты по обустройству комнаты — это тоже будет жертва на храм и Ваг вклад в Вашу же жизнь, потому что поход в Церковь — это часть Вашей собственной жизни.

Я очень надеюсь, что отец настоятель откликнется на Ваши предложения. Только предложения должны быть конкретные или обсуждать их нужно конкретно.

А так мы не против комфорта. Если говорить об аскетике, то да, там вся соль в самоограничении и испытании себя. А что касается организации быта и приходской жизни в ее хозяйственной части, так это большое умение и показатель слаженности общинной жизни, когда люди могут организовать это все хорошо, грамотно и удобно.

Помогай Вам Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (54 голосов, средняя: 4,72 из 5)
    Загрузка...
    14 апреля 2021
    Поделиться:

    • Ольга
      Ольга3 месяца назадОтветить

      В нашем новом храме пандус есть. Но он новый. А организовать ВСЮ приходскую жизнь вокруг грудных детей - вряд ли целесообразно.
      Это же не ТРЦ с детскими развлекухами. И детей не на игры в храм водят. А если на игры - то не в храм. Ведь многие мамаши считают, что "причастие" это - ритуальное действо, вроде шаманской примочки

    • Василиса
      Василиса4 месяца назадОтветить

      Я отношу себя к атеистам,но что-то даже мне кажется,что данная мамочка перепутала храм с торговл-развлекательным центром.
      Я в шоке-яжматери уже и до церкви докопались

    • Лидия
      Лидия4 месяца назадОтветить

      Мама рассказывала, что она ещё в 50-х годах ходила в храм вместе со своей крёстной, ей было 5..7 лет. В том приходе был такой порядок: всех детей (без родителей) пропускали вперёд, к амвону, взрослые стояли дальше.
      И,говорит, дети стояли тихо, не шумели, и, тем более, не шалили... Маме нравилось и посещать службу, и, просто, бывать в храме (потому, что там красиво).
      Сейчас мама удивляется разнузданному поведению детей в церкви и неспособности родителей воздействовать на своих чад.

    • Денис
      Денис5 месяцев назадОтветить

      Камила, в целом согласен с вами. Только отмечу, что нельзя любить по приказу. Не нравятся люди, так можно в храм придти в малолюдное время. Помолиться Богу дома и/или на прогулке.

    • Камила
      Камила5 месяцев назадОтветить

      Если кому-то не нравятся дети в храме, раздражают молодые мамы с детьми, мешают пандусы для колясок и инвалидных колясок, то эти люди очень, ну просто очень далеки от Бога. Ну а настоятель прихода, который поддерживает именно таких людей, сам заплутал на пути к Богу и свернул куда-то не туда. Любви к ближнему тут нет вообще.

    • Анна
      Анна5 месяцев назадОтветить

      У нас в СПб в одном из храмов, когда деток стало много, батюшка тоже пришёл к выводу, что не стоит их мучать 3-х часовым стоянием. С начала Литургии и до конца для них открыта Воскресная школа, где с ними занимается преподаватель:они рисуют, смотрят мультфильмы, делают поделки. На Причастие приходят в храм, потом возвращаются в школу. Правда в отдельно стоящем от храма здании. Так что никому не мешают. Ну а прихожанке, которая возмущена, что из детской комнаты слышно детей, можно ответить:пусть представит, как было бы шумно,, если бы дети всю Литургию стояли в храме. А вообще очень прискорбно, что прихожане жалуются, что дети им мешают. Это говорит, как минимум, об отсутствии любви к детям. В чем тогда вообще смысл хождения в храм, если человек не имеет любви к ближним? Или если его любовь к ближним избирательна?

    • ольга
      ольга5 месяцев назадОтветить

      Если матери начнут с колясками заезжать прямо в храм, то буду протестовать уже я .Пандус нужен для инвалидов на коляске. Тяжело добрым людям спускать человека на коляске в церковь , это я про нашу церковь, она так устроена. А потом поднимать и еще ступенек много, тут есть опасность уронить больного. А младенец , вытащил его из коляски и все. А про шум в детской комнате храма скажу так, есть сорт людей, которые радуются только своим детям, а чужие их раздражают, особенно смех чужих маленьких детей.Вообще нужно , чтобы в храме матерям кто-то помогал. Если отец в храм ходить не желает.

    • Catilina
      Catilina5 месяцев назадОтветить

      А меня совсем не коробит то, что у маленького ребенка есть живое теплое религиозное чувство к святому подростку, которое у взрослых, соблюдающих букву закона, часто отсутствует, это же чмокает маленький ребенок, едва вышедший из младенческого возраста, когда подрастет, тогда будет прикладываться по всей строгости закона. Соблюдая же букву закона, можно убить в ребенке дух, постоянно высушивая его этим "упал-отжался". А потом начинается "ах, подросток не хочет ходить в церковь". В конце концов у тех же греков благоговение настолько высоко, что у них ни к иконам, ни к Чаше не принято прикладываться, на этом фоне наша форма благоговения выглядит пока еще полуязыческой

    • Наталья
      Наталья5 месяцев назадОтветить

      Catilina, Вы всё верно пишите. Вот только насчет "чмокнуть в щечку св. царственного страстостерпца Алексия" покоробило.
      Вообще-то лики не целуют, церковь это не одобряет. К иконе прикладываются так, что не трогать лик.
      Спросите любого батюшку, он скажет тоже самое.

    • Лариса
      Лариса5 месяцев назадОтветить

      удивительно, а спальную для грудничков в храме данная читательница не хочет, зачем приходить с грудничком на столько времени чтоб он проголодался? и комната для детских игр меня смущает, нет, дети в храме мне не мешают, просто диву даешься современным мамашам, для чего мамаши приводят детей в храм, чтоб они играли-рисовали, а потом хватают отвлеченного, ничего не понимающего ребенка и тащат к Чаше, зачем, Храм-это дом молитв, а не клуб по интересам, мои дети, когда были маленькие, сидели или стояли рядом, никаких игр, слушали молитвы, и думаю что слышали и сами молились, потому что став взрослыми, от Бога не отдалились.

    Загрузить больше комментариев