Почему мы читаем «Отче наш» без окончания?

Вопрос читателя:

Почему в Евангелии молитва «Отче наш» написана с окончанием — «Ибо твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь». А на богослужениях мы читаем без этого окончания и так же напечатано в молитвословах?

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

В молитве «Отче наш» окончание «ибо Твоё есть Царство, и Сила, и Слава вовеки. Аминь» есть в Евангелии от Матфея. В Евангелии от Луки эта фраза отсутствует. Библеисты считают по-разному: кто-то считает, что молитва у Матфея является полной, а у Луки сокращение. Кто-то считает, на основании древних рукописей, что у Матфея изначально отсутствовала эта фраза. В любом случае, эта фраза не меняет содержание молитвы, а лишь аргументирует ее.

В современном богослужении, эту фразу произносят священники либо после всенародного пения «Отче наш», либо после чтеца, который читает эту молитву в составе других молитвословий. Эту фразу оставляют за священником в подтверждение того, что у священника есть власть «вязать и решить», то есть читать разрешительную молитву и прощать наши грехи в конце нашего искреннего покаяния пред Господом. 

О молитве «Отче наш» можете также посмотреть специальный материал Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (73 голосов, средняя: 4,59 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

Ответ для Angelus de vita ×

  • Елена
    Елена 4 дня назадОтветить

    Объясните пожалуйста строчку из Пс.8 : Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 3 дня назадОтветить

      "Из уст младенец (детей) и ссущих (сосущих молоко) совершил (устроил) ecи хвалу"
      -- тут, исходя из ветхозаветной истории, толкователи вот на что указывают. Во время Исхода, после чудесного спасения с переходом через расступившиеся морские воды, согласно преданию, все иудеи, от Моисея (о котором в Библии сказано, что сам он был косноязычен, т.е. имел трудности с речью), и до самых малых детей -- все смогли возблагодарить Бога, причём возвышенными словами.

      Об этом сказано в 10-й главе библейской книги Премудростей Соломона, который писал, что "премудрость отвергла уста немых и сделала внятными языки младенцев" (после бегства из Египта).

      Христианские толкователи добавляют новый, пророческий смысл.

      Вот как суммирует церковные мнения протоиерей Григорий Разумовский:

      "Некоторые из священных толкователей псалмов под именем младенцев разумеют здесь младенствующих злобой (1 Кор. 14:20), а также людей простых, не обучавшихся человеческой мудрости. Но Сам Господь Иисус Христос отнес это место псалма к еврейским детям, воспевавшим: «Осанна сыну Давидову» (Мф. 21:15-16). «Чтобы кто под отроками, названными в Евангелии, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матери» [5, с. 94]. В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим, следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного Имени Спасителя. И чудо это совершено для того, чтобы заградить уста врагов Господа, враг Твоих ради, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити врага и местника, т.е. чтобы упразднить вместе с тем власть и силу невидимого врага – дьявола, который, обольщая людей, мстит им, причиняет им всевозможные бедствия".

      Если надо чуть проще, то суть такова: в Вербное воскресенье, во день, когда Господь въезжал в Иерусалим, не только взрослые прославляли Его как Христа Спасителя, но даже и малые дети.

  • Вадим
    Вадим 5 дней назадОтветить

    Лучше бы перевели Отче Наш на русский язык, чтобы всем было понятно, о чём мы просим. Ибо люди даже не знают, что есть хлеб насущный. И они думают о том, что мы будем есть. А хлеб насущный есть то, что Бог даёт людям с Неба. Это Святой дух, который поддерживает нашу жизнь, даёт энергию, очищает от духа тьмы, грехов, исцеляет, даёт истинные Божьи знания и так далее. Да и сами священники не все про это знают. Вот в чём беда.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 5 дней назадОтветить

      Вадим, уважаемый! Есть и перевод, и толкования людей святой жизни. Всё есть; всё нам дано через Церковь.

  • slava cherkashin
    slava cherkashin 1 неделя назадОтветить

    У меня есть старый молитвослов до революционный в нём Отче наш с этой фразой.Современное прочтение большевистский новодел.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      Разное написание "Отче наш" в двух Евангелиях -- большевистский новодел??

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 5 дней назадОтветить

    Евангелие от Матфея, глава 18, восемнадцатый стих. Вот что говорит Бог апостолам, а через апостолов их преемникам: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе". Никто не в чём не заблуждается. Право дано. Как им верно пользоваться? -- об этом пишет, например, святитель Амфилохий Иконийский, который пишет, как бы обращаясь к мирянину, унывающему от тяжести своих грехов: "Что ты осквернен – знаю, любезный! Впрочем, раскайся, и, я твердо уверяю тебя, ты будешь принят. Мы примирим тебя с Богом, не бойся. Имеешь спасение, имеешь покаяние. Только откажись от греховной своей работы. Чрез нас Сын Божий отверзает рай. Только покайся. Только обратись. Хотя мы, предстоятели, и сами грешники, но Христос Бог наш с величайшим благоволением вручил ключ от рая в руки нас, смиренных. «Что свяжете на земли, – говорит, – будет связано на небесех. И что разрешите на земли, будет разрешено на небесех» (Мф 18:18). Посему с упованием раскайся, и получишь прощение от Того, Кто имеет власть на земле отпускать грехи". В чём же заблуждаются (да ещё и глубоко!) священники? Непонятно. Да, без Бога ничего невозможно, от Него всё, но от Него же и благодать священства, которая служит, как пишет Святитель, примирению грешника с Господом.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 5 дней назадОтветить

    Уважаемый Вадим, прошу воздержаться от тыканья. Я лично спокойно отношусь, но другие редакторы могут посчитать это проявлением неуважения к собеседнику. И Ваш пост не будет опубликован.

    То же самое: в трёх (!) комментариях у Вас слово "бред". Обычно мы посты с подобными оценками не публикуем.

    Что касается апостольского преемства, то - да - оно не существует само по себе. Но без рукоположения епископом (который должен быть, в свою очередь, наследником апостольским) священник не священник.

  • Вадим
    Вадим 5 дней назадОтветить

    Запомни Владимир. Связывать могут ни кто попало, а те кто стал здесь камнем веры и кому Бог открыл истинные Божьи знания. А это те, кто старается полностью исполнять учение Христа. Полностью. А таких очень мало. Приемственность и рукоположение даёт лишь право исполнять таинства - обряды. Понятно.

  • Вадим
    Вадим 5 дней назадОтветить

    Наталья, вы совершенно правы. Только Бог прощает грехи, а не священник. Священник лишь исполняет обряд. а обряд лишь помогает человеку исполнять учение Христа. и только. И если человек не исполняет учение, никакой обряд от грехов его не очистит. Зачем тогда исполнять учение Христа? Исполнил обряд и всё. Это как съел таблетку и исцелился. как видите и священники находятся в заблуждении, в глубоком заблуждении. и всё из того, что не хотят исполнять сами учение Христа полностью.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё