Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

Правда ли, что Церковь приписала Иисусу Божество уже долгое время спустя?

Люди, которые не разделяют христианской веры, естественно, вынуждены верить в то, что «исторического Иисуса» обожествили уже долгое время спустя после Его земного служения. Это представление существует в разных вариантах. Иногда говорят, что Иисуса обожествил император Константин (версия, которую сильно популяризовал Дэн Браун в «Коде да Винчи»), иногда — церковные Соборы эпохи христологических споров.

В любом случае, когда нам говорят о том, что Иисуса обожествили позднее, мы должны уточнить — позднее — это когда? Наиболее ранние источники по истории христианства, которые у нас есть — это тексты, вошедшие в Новый Завет. Как мы уже это обсуждали, они написаны заведомо до эпохи Константина или Вселенских Соборов. Поэтому для нас естественно взглянуть, усваивают ли эти источники Иисусу божественный статус.

Разве Новый Завет объявляет Иисуса Богом?

Да, в том числе, прямым текстом. Обратимся к Евангелию от Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1:1-14). 

О «Слове» в этом фрагменте сказано, что «Слово было Бог», что все, что начало быть, начало быть чрез Него — и что это «Слово» стало «Плотью», то есть человеком, и обитало с нами. Речь идет об Иисусе Христе. «Слово стало Плотью» - это именно то, что Церковь называет «боговоплощением».

В этом же Евангелии Иисус говорит о том, что существовал прежде создания мира:

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17:5)

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин 17:24).

В конце Евангелия от Иоанна апостол Фома прямо называет Иисуса Богом — и Иисус принимает такое исповедание:

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:28,29).

Но Евангелие от Иоанна, по мнению ученых, написано уже довольно поздно — в конце I века, а в других текстах Нового Завета Божество Христа не провозглашается. Не указывает ли это на то, что вера в Божество Христа формировалась постепенно?

На самом деле и в синоптических Евангелиях, и в Деяниях, и в Посланиях есть множество указаний на то, что апостолы считали Иисуса Богом.

Начнем с Посланий апостола Павла, которые считаются наиболее ранними текстами Нового Завета. Возьмем, например, Послание к Филиппийцам, написанное в 61-62 годах нашей эры. В нем, увещевая филиппийцев проявлять смирение, апостол пишет:

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фл. 2:5-12).

Греческое слово «морфе», переведенное здесь как «образ», указывает на природу, в некоторых современных переводах так и пишут «Он, по природе Бог, не держался за это равенство с Богом». Но обратим внимание на превознесенный статус Иисуса: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Это прямая цитата из книги пророка Исайи:

Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык (Ис 45:22,23).

Как видим, здесь Иисус отождествляется с Богом Ветхого Завета.

Имя, которое надлежит призывать для спасения это у ветхозаветных пророков Имя Божие, у апостолов — имя Иисуса. Например:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Ил 2:32).

В Новом Завете этот текст цитируется дважды, и в обоих случаях речь идет об имени Иисуса:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян 2:21).

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим 10:9-13)

Во втором послании к Коринфянам Апостол обращается к Иисусу (которого Он постоянно исповедует Господом) с молитвой:

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:7-10).

Более того, для Апостолов вообще нет другого спасительного имени, кроме имени Иисуса:

Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:9-12).

В послании святого Апостола Павла к Колоссянам об Иисусе сказано, что

в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9).

И он является Создателем всего:

ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:16-18). 

В послании к Тимофею Судия — это также Иисус:

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим 4:1).

Также Божество Иисуса Провозглашается в Послании к Евреям:

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Евр 1:8-12).

Здесь, как и во многих других местах Нового Завета, к Иисусу отнесены ветхозаветные стихи, которые в их первоначальном контексте могут относиться только к Богу:

В начале Ты основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся (Пс 101:26-28).

В том же послании Сын Божий описан как принимающий поклонение от ангелов:

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр 1:6).

В Первом послании Петра дух Божий назван «духом Христовым»:

К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет 1:10,11).

В книге Деяний мы видим, как первомученик Стефан обращается к Иисусу с молитвой:

и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян 7:59,60).

В Евангелии от Матфея Иисус выступает как эсхатологический Судия:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф 25:31-33).

Это парафраз текста из пророка Иоиля:

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду (Ил 3:12).

При этом очевидно, что у Иоиля воссядет судить все народы Бог — и у Матфея именно эта роль усваивается Иисусу.

Также у Матфея Иисус посылает пророков:

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город (Мф 23:34).

Евангелие от Марка начинается со слов:

как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк 1:2).

Это цитата из пророчества Малахии, где Ангел будет послан пред Яхве, Яхве придет в Храм.

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал 3:1).

Приведенный нами список цитат далеко не полный — но он достаточен, чтобы убедиться, что Церковь в самого начала верила в Иисуса как в Бога. Соборы придали этой вере точные формулировки, оградили ее от ересей — но ни в коем случае ее не создали, ее провозглашают уже Апостолы.

На заставке фрагмент: Генрих Гоффман. Христос и богатый юноша, 1889 г.

5
0
Сохранить
Поделиться: