О подлинном смысле

Некоторое время назад в “Русском Репортере” появилось интервью с одним из самых известных психотерапевтов в мире, Ирвином Яломом. В нем он, в частности, говорит: “Мы все — существа, ищущие смысл жизни, и все мы испытываем беспокойство оттого, что нас поодиночке закинули в эту бессмысленную Вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг — забыть о факте изобретения и убедить самих себя в том, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение”.

Ирвин Ялом — атеист; но он понимает, что человек не может жить бессмысленной жизнью, и поэтому предлагает сначала выдумать этот смысл, потом притвориться, что он реален. По его мнению вселенная бессмысленна, люди брошены и одиноки, и секрет даже не счастливой, а просто переносимой жизни — в том, чтобы притвориться и жить в мире самообмана.

В самом деле, никакого подлинного, объективного смысла во вселенной без Бога нет. Как это прекрасно сформулировал Ричард Докинз, “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”. Предложение изобрести субъективный смысл напоминают фразу из старой юморески — “давайте увлечемся собиранием марок и будем обмениваться ими”. Неправильно отдавать этому всю свою жизнь? Так нет же никакого подлинного “правильно” или “неправильно”. У вселенной нет для нас ни заповедей, ни обетований.

О подлинном смысле

Но зачем мы вообще ищем смысл? Животные охотятся, едят, плодятся, и совершенно не беспокоятся о смысле. Почему бы не жить, как животные? Некоторые ученые — главным образом британские, но не только — полагают нас именно продвинутыми животными. Как сказано в “Декларации в защиту клонирования”, подписанной ведущими атеистическими интеллектуалами мира, “Насколько может судить научная мысль, вид Homo sapiens принадлежит к царству животных. Способности человека, как представляется, только по степени, а не качественно отличаются от способностей высших животных. Богатство мыслей, чувств, упований и надежд человечества возникает, по всей видимости, из электрохимических процессов в мозге, а не из нематериальной души, способы действия которой не может обнаружить ни один прибор”. Но мы не можем вернуться обратно в лес — у нас есть именно качественное отличие от животных. Наша человеческая природа требует смысла, добра, истины, красоты. Жрецы научного атеизма могут изувечить свою душу, истребив в себе эту жажду — как некогда жрецы Кибелы увечили свое тело — но для всех остальных разница между человеком и животным очевидна. В мироздании есть уникальное существо, способное задумываться о смысле жизни.

И это говорит нам нечто важное о реальности, в которой мы живем. Сама наша потребность в смысле, говорит о том, что атеизм — ложен, и у нашей жизни есть подлинный, объективный смысл.

В самом деле, все наши потребности можно разделить на природные или искусственные. Искусственные потребности чем-то внушены нам — например, я хочу купить последнюю модель смартфона, потому что видел рекламу. Если бы я не видел ее, я бы не знал о его существовании и не хотел бы его приобрести.  Но бывают природные потребности — они есть у нас не потому, что кто-то внушил нам их, а потому, что они укоренены в самой человеческой природе. Все эти потребности указывают на что-то реальное, подлинное, что-то, что должно им соответствовать и их удовлетворять.

Мы жаждем — и есть вода, чтобы утолить нашу жажду. Мы способны испытывать голод — и существует пища. Мы испытываем половое влечение — и мы знаем, что существует брак. Но у нас есть и более глубокие потребности — в Добре, Истине, Красоте, в смысле жизни. Эти потребности указывают на реальность, не менее подлинную, чем вода, пища или брак. На то, что в мире есть подлинный смысл и утешение, радость и предназначение.

И мы не должны “изобретать проект смысла жизни”. Мы должны принять ее подлинный смысл — и смысл этот состоит в том, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки.

Мы сотворены с определенной целью, призваны в существование любовью Божией; каждая минута нашей жизни является частью огромного и таинственного Замысла. Даже мелкие и незначительные эпизоды — например, то, что я пишу это, а Вы это читаете — вписаны в таинственную симфонию бытия, и они еще отзовутся во времени и в вечности. Наши поступки, добрые или дурные, решения, которые мы принимаем — кликнуть мышкой и перевести деньги благотворительному фонду, примириться с людьми, с которыми мы были в ссоре — прорастают великими плодами. Время, силы и деньги, которые мы решились отдать Богу и ближнему, каждая минута терпения, каждый акт отказа от гнева, раздражения или претензий, каждое решение повернуться от себя к другому — ничто из этого не пропадает, все вплетается в основание Вечного Дома для нас самих и для наших ближних.

Звездное небо, осенний лес, ветер на лице, вкус картошки с луком — все несет таинственное послание, которое мы не понимаем, как младенец не понимает слов колыбельной. Вечность — это не только что-то, что наступит только после смерти, это измерение, которое есть в нашей жизни уже здесь и сейчас. К. С. Льюис в одном из своих трудов пишет, что спасенная душа, оглядываясь на свою жизнь, поймет, что всегда была в раю, погибшая — что всегда была в аду.

Если мы пребываем в покаянии и вере, Небесный Иерусалим — это реальность, которая уже присутствует в нашей жизни; каждый наш шаг имеет значение. То, что мы делаем, иногда хорошо, иногда — дурно, но никогда не бессмысленно.

Грех загоняет нас в трагическую ситуацию, описанную Ирвином Яломом — сначала человек отвергает подлинный смысл своей жизни, потом тяжко страдает от того, что жизнь его пуста и бессмысленна, и пытается заполнить эту пустоту придуманным “проектом”, а потом еще как-то извернуться и забыть о его придуманности.

И слово Божие увещевает нас перестать так мучиться — и обратиться к нашему подлинному смыслу и предназначению, к подлинной цели всего мироздания — к Господу нашему Иисусу Христу. 

Фото Hartwig HKD, www.flickr.com

2
0
Сохранить
Поделиться: